Приведенная схема раскрывает так называемые вертикальные конфликты, субъекты которых занимают разное социальное положение, ранги и обладают разной силой.
В системе здравоохранения существуют и горизонтальные конфликты:
На уровне «ОБЩЕСТВО» могут возникать противоречия и конфликты по поводу проводимой в обществе политики в области здравоохранения между основной частью граждан (гражданским обществом) с одной стороны — и высшими руководящими структурами (органами власти) – с другой.
На уровне «АДМИНИСТРАЦИЯ» возможны как вертикальные конфликты между различными уровнями управленческих структур, так и горизонтальные — например между различными лечебными учреждениями.
На уровне «ВРАЧ», «БОЛЬНОЙ» возникают горизонтальные конфликты: врач-врач, больной-больной.
Противоречия, из-за которых возникают конфликты
в системе здравоохранения
На уровне «ОБЩЕСТВО – ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»
Отсутствие целостной и последовательной концепции развития здравоохранения.
Недостаточность финансового и материально-технического обеспечения системы здравоохранения. Имеет объективные (экономика в упадке, недостаток ресурсов) и субъективные (недальновидная, безответственная политика государства) причины.
Скудность выделяемых средств ведут к таким негативным последствиям как:
Социально-трудовые конфликты, забастовки, митинги, пикетирование;
Закрытие участковых больниц;
Недостаток денежных средств на лекарственное обеспечение и оборудование;
Недовольство медицинского персонала уровнем вознаграждения своего труда. Это заставляет искать дополнительные заработки, что снижает качество работы.
Конфликты в системе врач – больной
Суть конфликтов в системе врач-больной заключается в столкновении мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и ожиданий участников взаимодействия.
Выделяются объективные, субъективные инереалистические конфликты.
Объективные конфликты вызваны неудовлетворением обещанного, несправедливым распределением каких-либо обязанностей, преимуществ и направлены на достижение конкретных результатов.
Примерами могут служить:
Обещание врачом больному полного излечения, а в результате особенностей течения болезни наступила стойкая утрата трудоспособности;
Некачественное выполнение своих обязанностей (послеоперационные осложнения по вине медицинского работника, несвоевременный обход);
Отказ в госпитализации больного или несвоевременная госпитализация.
Несвоевременное выполнение операций, процедур и т.п.
Помещение в палату с умирающим больным.
Требование в покупке медикаментов.
Требование вознаграждения за выполненную работу.