На рубеже XV-XVI веков многих европейцев не устраивали церковные порядки. Язык церкви — латинский — был не понятен большинству верующих, которые не могли даже прочитать Библию. Крестьянам и горожанам, с трудом зарабатывающим каждую монету, было обидно отдавать значительную часть епископам и монахам. Бережливых предпринимателей раздражали золотые одежды священников, дорогие скульптуры и картины, которыми украшались церкви. Малоземельные рыцари-феодалы с завистью смотрели на огромные земельные угодья епископов и монастырей. Королей и князей раздражало вмешательство в их дела Папы Римского. К тому же уже давно на городских площадях вызывали восторг бродячие артисты, высмеивающие жирных и глупых монахов, которые в нарушение всех церковных правил обжираются мясом, напиваются и ухлестывают за женщинами.
Особое положение сложилось в раздробленных княжествах Германии, где власть Папы Римского не была ограничена сильной королевской властью. Пользуясь этим, епископы и монастыри постоянно увеличивали поборы с верующих. О служителях церкви немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен писал так: «Это грабители нашего отечества... Они услаждают себя кровью и потом немцев, потрохами бедняков набивают себе утробу и питают свою распущенность.
В результате Реформации, а также противодействующего движения — Контрреформации, произошли регилиозные войны . Они стали причиной распада империи Карлв 5 Габсбурга, а также раскола Европы по религиозному признаку.