В XIII в. в Англии развернулась острая политическая борьба, определившая ее последующее политическое развитие. Сильной королевской власти противостояли оформившиеся сословия. Противниками сильной королевской власти были феодальные магнаты, которые хотя и не обладали в Англии таким могуществом, как в континентальных странах, но с успехом могли противостоять королевской власти.
При Иоанне Безземельном (1199– 1216)борьба баронов приобрела национальный характер и получила поддержку других активных политических сил страны — дворянства и городской верхушки. В стране образовался общий антикоролевский фронт, возглавляемый баронами и высшим духовенством.
Ситуация обострилась в связи с неудачной внутренней и внешней политикой. Иоанн вел бесперспективную войну во Франции и вступил в конфликт с могущественным папой римским, закончившийся победой последнего. Папа Римский отлучил Иона от церкви, что означало отсутствие у него власти. Папа Римский объявил его лишенным престола. Иоанн стал вассалом Папы Римского, а Англия – леном папского престола. Иоанн обязался выплачивать Папе Римскому ежегодную дань – 1000 фунтов.
Недовольство вызывали и многочисленные поборы, взимаемые вопреки феодальным обычаям.
В таких условиях бароны вместе с рыцарями и лондонской верхушкой заставили Иоанна Безземельного 15 июля 1215 г. подписать Великую хартию вольностей.
Образцом для нее послужила Хартия вольностей Генриха I, однако по своему содержанию Хартия 1215 г. богаче и шире.
Центральное место в Хартии занимают статьи, выражающие интересы баронов, возглавлявших движение.
Баронские лены объявлялись свободно наследуемыми владениями.
Король не имел права требовать от вступавшего в наследство молодого барона больше установленного в феодальном договоре платежа — рельефа и обещал не злоупотреблять правом опеки над несовершеннолетними вассалами.
Хартия восстанавливала некоторые сеньориальные права баронов, ущемленные в результате расширения королевской юрисдикции; так, запрещалось переносить по королевскому приказу иски о собственности из курии барона в Королевскую курию.
Король обещал устранить всякий произвол при обложении баронов денежными повинностями.