Миф для Тютчева - источник и способ осмысления и познания Мира. Функцией мифа в ''мифологических'' стихотворениях поэта является символическое выражение философской идеи одушевленности природы, визуально наблюдаемой и специфически изображаемой. Мифологический пейзаж возникает там, где есть синкретизм мышления и чувственное восприятие природы как реальности. В поэзии Тютчева выделяются следующие признаки мифологического пейзажа: природа у поэта обладает душой и свободой, ее изображение подчиняется принципу "все есть все", "все во всем".
В природе живет душа Целого, которая отражается в водах, растворяется в них, являясь при этом источником жизни. Поэтому в каждом камне, цветке, дерезе, речном потоке обитает существо. "Все полно богами". Реализуя эту идею, Тютчев использует персонификацию. Так, в "Весенней грозе" появляется "ветреная Геба", проливающая на землю''' из громокипящего кубка" влагу жизни и выражающая женское начало в природе, которое тождественно ее бессмертию. В стихотворении "Полдень" "великий пан ... покойно дремлет" в пещере нимф. Во время летнего полдня, когда замирают леса и поля, Пан, по античным мифам, наводит на людей беспричинный, панический страх. Но тютчевский Пан иной: он предстает не столько как бес полуденный, смущающий человека, сколько как Божество, которое все объединяет (так как Пан - это олицетворение самой природы).
У Тютчева "молодая Весна" идет по еще снежным полям; Она румяное "прекрасное дитя", прогоняющее Зиму. В стихотворении "Весна" (1836) Тютчев рисует почти боттичеллиевский портрет вечной Весны:
Бессмертьем взор ее сияет
И ни морщины на челе...
Светла, блаженно-равнодушна./
Как подобает божествам Цветами сыплет над землею:.. [1],
напоминая о кратковременности жизни и скоротечности природы удовольствия. Тютчев в изображении абстрактных понятий и явлений в виде персонифицированных фигур идет от традиций эпохи Классицизма. Сады и парки этой эпохи украшены статуями, олицетворяющими Время, Правосудие, Мудрость и т.п. Статуя призвана показать "настоящность потустороннего" [2], и в то же время она отсылает к античности, к ее философии и поэзии.
Тютчевская богиня, как статуя, холодна и равнодушна к жизни человека. Ее равнодушие указывает на ее свободу, независимость от воли человека, она "знать не знает о былом" и тем самым дает человеку ощущение, что он - "игра и жертва жизни частной".
Два основных признака тютчевского мифологического пейзажа являются основой поэтической модели Мира, в которую включен пейзаж как изображение природы. При этом поэт не просто изображает природу, но превращает пейзаж в пейзаж-прозрение, последовательно воспроизводя ступени процесса познания.