А) Внутренняя цена может вырасти на всю величину субсидии только при бесконечно большой эластичности спроса на импорт на мировом рынке, что это не относится к отрасли самолетостроения.
б) Субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством особенно актуальны для экспортеров и расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Производителям, получающим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но, чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут.
в) Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается (с Pw до Pd). Рост цены обусловливает увеличение предложения с S0 до S1 и сокращение спроса с D0 до D1. В результате потребители несут потери, а производители получают дополнительный выигрыш.
Эластичность спроса на импорт в странах-импортерах, очевидно, не бесконечно велика, поэтому внутренние цены в стране-экспортёре увеличатся на меньшую величину, чем предоставляемая субсидия, и, следовательно, бюджетные затраты увеличатся.
Но, чтобы оценить последствия субсидирования для страны в целом, надо учесть затраты на субсидию, которые будет нести государственный бюджет (т.е. налогоплательщики). Для этого надо размер субсидии на единицу экспортируемого товара умножить на новый объем экспорта (S1 - D1).
Как рассчитать процентные изменения показателей спроса в зависимости от изменившихся цен? Если показатели снижения цен и увеличения спроса равны в процентном отношении, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице. Примем, эластичность спроса равной единице для упрощения расчетов. Т.о., если величина спроса на внутреннем рынке была равна 20 единицам, а цена на внутреннем рынке увеличилась на 7,5% ((6450-6000)×100%/6000), то можно предположить снижение спроса на внутреннем рынке на 7,5%, то есть спрос составит 18 самолетов (20×0,075).
На внешнем рынке величина спроса составляла 50 самолетов, а цена на внешнем рынке снизилась на 8% ((6000-5555)×100%/5555), то можно предположить увеличение спроса на внешнем рынке на 8%, то есть спрос составит 54 самолета (50×1,08).
Итого потребуется произвести и реализовать 72 самолета.
Объем реализации самолетов в денежном выражении до введения субсидий составлял 20×6000+50×6000=420000 долларов.
После введения субсидий предполагается, что будет осуществлена продажа самолетов на сумму 18×6450+54×5555=416070 долларов.
Кроме того, рассчитаем потери бюджета в связи с предоставленными субсидиями:
0,15×6000×72=64800 долларов (дополнительная нагрузка бюджета, связанная с субсидированием самолетостроения).
Предоставляемая субсидия позволяет увеличить экспорт продукции на внешний рынок, продукция становится более привлекательной и конкурентоспособной для стран импортеров. Поэтому можно увеличить объем производства самолетов и реализовывать большее количество, чем ранее. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.