На территории Белоруссии бронзовый век выделяется достаточно условно, поскольку на территории страны и соседних регионов нет месторождений меди и олова, необходимых для получения бронзы. Поэтому продолжали преобладать каменные орудия, а из металла изготовляются преимущественно украшения. Хозяйственные орудия из меди очень редки. Есть подтверждения существования обмена — найдены янтарные украшения, а также отдельные бусины ближневосточного происхождения
Среднеднепровская культура существовала с середины III тысячелетия до середины II тысячелетия.
Расселение носителей культуры шло с юга — примерно с территории Киевской и Черкасской областей Украины. Локализация культуры — Поднепровье и часть Полесья.
Для культуры характерны курганные и грунтовые захоронения. Различное богатство захоронений свидетельствует о начале имущественного расслоения среди носителей культуры.
Основу хозяйства населения среднеднепровской культуры составляли животноводство и земледелие. Орнаментация горшков (в некоторых из них найдены отпечатки зёрен) производилась в виде рядов треугольников.
Сосницкая культура
Сосницкая культура заняла ареал среднеднепровской культуры во II тысячелетии до н. э.Своё название получила от поселения Сосница Черниговской области. Поселения сосницкой культуры неукреплённые и располагались на песчаных дюнах в поймах рек. Жилища представлены ппямоугольными землянками глубиной свыше 1 м и площадью 40-45 кв.м.
Культура шнуровой керамики
В первой половине II тысячелетия до н. э. на территорию современной Республики Беларусь проникают индоевропейские племена культуры шнуровой керамики. Выделяют две локальных группы культуры шнуровой керамики: полесскую группу и прибалтийскую группу.
Прибалтийская группа (около 1900 — 1700 до н. э., Понеманье) не задержалась на территории Белоруссии, а её носители часто перемещались с места на место, о чём свидетельствует тонкий культурный слой в поселениях данной культуры.
Полесская группа (около 1800 — 1400 до н. э., Западное Полесье) занималась оседлым животноводством и земледелием, в меньшей степени — охотой и рыболовством. Инвентарь данной культуры представлен почти исключительно каменными орудиями труда, известными ещё в неолите.
В отличие от бронзового века, на территории Белоруссии есть источники железа (болотные руды), что позволило местному населению использовать железо в хозяйственных нуждах. Первой культурой, познакомившейся с производством железа, на территории Белоруссии была милоградская культура.
Милоградская культура (около 700 — 150 до н. э.) в период наибольшего расширения занимала территорию от Березины на севере до Роси на юге и Западного Буга на западе.
Поселения культуры представляли собой как открытые неукреплённые селения, так и мысовые и «болотные городища». Основным жилищем были землянки глубиной до 1,5 метров.
Культура отличается своеобразной круглодонной керамикой, которая в основном исчезла ещё в эпоху бронзы. Милоградцы имели культурные связи со скифами.
Основными занятиями милоградцев были земледелие и животноводство. Широкое распространение получила металлургия: в некоторых поселениях выплавлялась бронза, во многих производились изделия из железа. Из железа, в частности, производилось оружие: наконечники стрел и мечи, имеющие ярко выраженную скифскую форму.
пражская культура
Памятники пражской культуры Припять распространяются южнее Припяти в VI-VII вв.
Поселения пражской культуры неукреплённые, на территории Белоруссии известно крайне мало городищ пражской культуры. Поселения бедны находками — в основном, находки представлены только керамикой.
Археологические культуры железного века, V—VI вв. Карта отражает один из наиболее распространённых взглядов на этническую принадлежность культур позднего железного века. Банцеровская культура включена в состав тушемлинской
Дискуссионным остаётся вопрос о том, какие культуры являлись славянскими. Различные культуры исследователями относятся к славянским по их сходству с пражской культурой, принадлежность которой к славянам не вызывает сомнений. Таким образом, из всех археологических культур Белоруссии к определённо славянской относят только пражскую.
Особое место занимает вельбарская культура, которую отождествляют с готами времён их переселения в юго-восточном направлении. По этой причине памятники вельбарской культуры относят к узкому промежутку времени, а в самих памятниках мало признаков того, что носители культуры занимались оседлым долговременным хозяйством.