Основание города
Датой основания Котласа принято считать 1890 год, именно с этого года в правительстве России начали задумываться о том, чтобы связать Север России железнодорожной веткой и обратить Архангельск в экспортный порт.
Летом в 1894 году, правительством России была организована экспедиция на Север, для того чтобы определить направление железной дороги к Архангельскому порту из Сибири для доставки на север России дешевого хлеба, пшеницы, масла, пушнины. После завершения экспедиции на одном из заседаний правительственной комиссией 13 мая 1895 года было принято решение о строительстве железной дороги направлением Пермь – Вятка – до пристани Котлас (далее грузы должны перегружаться на речные суда и по Северной Двинедоставляться в порт Архангельска). В 1898 году для доставки грузов в Архангельск было основано объединение судовладельцев «Северное пароходство Котлас–Архангельск-Мурман» Основными вкладчиками объединения были крупные предприниматели. После пуска в эксплуатацию железной дороги в 1899 году речное судоходство на Северной Двине сообщением Котлас-Архангельск стало бурно развиваться, в этом же году из Архангельска в Европу вышел первый пароход с экспортным зерном. Так было положено начало развитию Котласа.
В 1910 году в Котлас приехала комиссия Вологодского губернского земства по обследованию экономического положения местностей, прилегающих к водным путям губернии. Заключение комиссии было следующим: «с проведением железной дороги поселок Котлас стал заметнее развиваться и населяться и недалеко то время, когда две соседних деревни Петрухинская и Жернаково, соединившись с Котласом, образуют небольшой городок».
В 1917 г. выездным исправником по вопросу обращения поселка при станции Котлас Пермской железной дороги в городское поселение были даны следующие сведения:
«В Котласе имеются два клуба и музыкально-драматический кружок. Жителей в поселке насчитывается до трех тысяч в зимнее время и до шести тысяч летом. Большое товарное движение к железнодорожной станции Котлас, пароходство, промышленные предприятия являются источником благосостояния местных крестьян. Каменных строений в Котласе нет. Деревянных строений 347. В Котласе имеется одна церковь, два начальных училища, почтово-телеграфная контора, два отделения частных банков, одна аптека, два тюремных отделения Сольвычегодской и Вятской тюрем, один эпидемический санаторный покой, одна казенная винная лавка, два пивных склада».
3 июня 1917 года на заседании Временного Правительства было принято постановление о присвоении поселку при станции Котлас статуса города. Официальной датой рождения города Котласа принято считать 12 июня 1917 года.
В 1923 году Котлас уже состоял из четырёх деревень и поселка железнодорожников.
17 февраля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Котлас был выделен в самостоятельную административную единицу областного подчинения.
На территории современного Котласского района сохранились памятники истории и культуры, которых насчитывается около сорока, целительные источники, святые места, прекрасные природные ландшафты, народные традиции и ремесла. Сочетание старины Русского Севера и динамичной жизни развивающейся территории определяет самобытность района.