АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (новые социальные) ДВИЖЕНИЯ—совокупность демократических движений, борющихся за мир, защиту окружающей среды, новый образ жизни, равноправие полов, совершенствование системы образования и т. д. Возникли в развитых капиталистических странах в начале 70-х гг. Опасность экологического кризиса, угроза термоядерной войны, засилье бюрократии, неспособность традиционных политический партий решить новые социальные проблемы — все это вызвало к жизни многочисленные А. д. с новой идеологической направленностью и новыми методами деятельности, которые продолжили во многом дело «новых левых». На развитие идеологии А. д. оказали влияние концепции «нулевого роста» Римского клуба, теория «нового человека» и «нового общества» Фромма, мелкомасштабного производства и «мягкой технологии» Э. Шумахера, «экологического материализма» К. Эмери и др. Теоретическим ядром идеологии А. д. служит экологическая философия. Суть ее выражается в тезисе, что ресурсы планеты ограниченны, производительные силы не могут развиваться прежними темпами, поэтому необходимы отказ от экспансионизма и создание альтернативной техники и технологии, формирование альтернативной культуры, основанной на новом образе жизни. Последний характеризуется такими качествами, как альтруизм, сострадание, милосердие, солидарность. Альтернативисты отказываются от прежних буржуазных ценностей (успех, прибыль, карьера) и моделей поведения (эгоизм, индивидуализм), создают коммуны и общины, трудовые кооперативы, выступают за гармонизацию отношений между природой и обществом, стремятся к полному самовыражению личности, усилению влияния индивида на различные сферы общества, автономизации личной жизни, открытости людей и общества к новым идеям и духовным исканиям, взаимной терпимости и дружбе. Выступают против безудержного индустриализма и урбанизма, а в области философии — против вульгарного прогрессизма, технологического детерминизма и технократии. В А. д., с точки зрения политической ориентации, выделяются три основные направления: «экосоциализм» (О. Флехтхайм), «зеленый парламентский реформизм» (Э. Шумахер) и «зеленый фундаментализм» (Р. Баро). Представители первого направления стремятся к синтезу марксизма и экологизма, ставят проблемы защиты окружающей среды в центр современного мышления, отстаивают экологические принципы научно-технического, индустриального и демографического развития. «Экосоциалисты» считают, что на базе капиталистического способа производства гармония между человеком и природой принципиально невозможна, что общественное разделение труда и рыночная экономика во мн. случаях ведут к отчуждению, техника превращается в самостоятельную и плохо управляемую силу, способствующую укреплению авторитарных форм господства. «Экореформисты» выступают за «нефункциональное» понимание демократии, новую систему «демократической конкуренции», расширение сферы ответственности граждан по отношению к «самоосознанному воспроизводству жизни», «возвращение к человеку как мере всех вещей», за децентрализацию об-ва, региональную автономию, развитие плюрализма и оригинальности в каждом индивиде и об-ве в целом. «Фундаменталисты» критикуют технократические и сциентистские догмы, считая, что необходимо разрушить прежнюю индустриальную систему и создать новую, подчиненную законам развития природы как экосистемы. Особое место в рамках экологической философии занимает синергизм (Синергетика) — учение, объединяющее в единое целое социальную экологию, экологию, теорию экосистем и др. Важным направлением философского синергизма является «новый спиритуализм» — течение, провозглашающее идеи духовного единства, гармонии, природного порядка, целостности и др. А. д. удалось объединиться в ряде стран в политические партии и добиться успехов на выборах. А. д. объективно являются одной из движущих сил борьбы за мир и социальный прогресс, решение глобальных проблем современной цивилизации.