В последней трети XIX в., после франко-прусской войны 1870 г. и окончания гражданской войны в США в 1865 г., страны Запада вступили в фазу завершения эпохи буржуазных революций и закрепления их итогов.Важнейшим результатом сравнительно "мирного" тридцатилетия западноевропейской и американской истории было бурное развитие капиталистической экономики, прохождение всеми ведущими капиталистическими государствами промышленного переворота, становление крупной машинной индустрии. Экономика стран Европы и США развивалась быстрыми темпами. За последние 30 лет XIX в. промышленное производство выросло более чем в три раза. Особенно мощно продвинулось производство продукции тяжелой промышленности (уголь, нефть, железо, цветные металлы). Усовершенствование транспорта способствовало развитию международной торговли, крупным миграциям населения. За указанные годы протяженность железных дорог возросла в 4 раза. В США и Канаде к концу XIX в. действовало несколько железнодорожных линий от Атлантического до Тихого океана. В 1891 г. началось строительство Транссибирской железной дороги в России. На основе концентрации производства и капиталов появляются монополии, прежде всего в форме трестов и картелей, которые еще не играли решающей роли в экономике, но положили начало новым формам капиталистического хозяйства.Победа капиталистического производства и бурное развитие промышленности меняли социальный состав обществ в западноевропейских странах и в Северной Америке: завершалось формирование классов буржуазного общества.