МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ВЛАСТИ
Социально-политическое развитие России в последнее десятилетие поставило на повестку ряд серьезных вопросов, от решения которых во многом зависит успешное продвижение нашего общества по пути прогресса и действительной демократии. Среди них одно из важнейших мест занимает укрепление и расширение основ местного самоуправления, создающего возможности для каждого гражданина быть активным и непосредственным участником обеспечения своих разнообразных интересов. Если первоначально идея местного самоуправления в основном была нацелена на развитие у граждан чувства принадлежности к одному территориальному сообществу, то сегодня она выступает как ключевой элемент организации публичной власти в гражданском обществе, как механизм обеспечения прав и свобод личности, как необходимая предпосылка раскрытия всех потенциальных возможностей человека, его постоянного и всестороннего совершенствования.
Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения утверждение о том, что главной предпосылкой демократического развития нашей страны выступает становление и успешное развитие гражданского общества. Вместе с тем практика российских реформ, проводимых правительством, со всей очевидностью показала, что без создания сильного государства данная цель представляется едва ли достижимой, и в такой ситуации принципиально важной и актуальной становится задача выявления форм и механизмов взаимосвязи гражданского общества и государства.
Одним из основных способов разрешения данной проблемы, обеспечивающей демократический характер взаимодействия сильной государственности и высокой гражданской активности, является местное самоуправление.
При этом следует особо подчеркнуть, что вопросы демократии и местного самоуправления как никогда актуальны именно в наши дни, причем эта актуальность обнаруживается не только в практической, но и в теоретической плоскости. Результаты муниципального строительства в РФ показывают, что данная проблема требует к себе самого пристального внимания и серьезного изучения, поскольку во многом бессистемная, непродуманная и теоретически слабо обоснованная практика реформирования административно-территориальной организации российского общества в постсоветский период привела к очевидным для всех промахам и негативным последствиям. Более того, нельзя не отметить, что вопросы функционирования демократического государства и местного самоуправления сравнительно редко рассматривались во взаимосвязи и целостности.
Еще одним фактором, определяющим особую значимость проблем самоуправления для России, является продолжающийся процесс реформирования политической системы, попытки найти оптимальное соотношение между исполнительными, законодательными и судебными органами, между центром и регионами.