Обращаясь к историческим источникам, А.С. Пушкин старается быть исторически достоверным, для него очень важно отобразить реальные события.
«Песнь о вещем Олеге» переносит нас в далёкое прошлое, когда наши предки – восточные славяне были язычниками. Всё, что окружало их: камни, травы, река – наделялось человеческими свойствами, казалось им живым. Все явления природы славяне объясняли существованием и действиями особых сверхъестественных существ – богов. Богов было много. Одним из главных и почитаемых богов был Перун – бог грозы и войны.
Из тёмного леса, навстречу ему,
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник…
Наши предки верили, что есть люди, умеющие угадывать жребий – судьбу, волю богов; таких людей они называли волхвами или колдунами, кудесниками. Они верили, что волхвы обладают способностью совершать чудеса; могут управлять силами природы, могут, когда захотят, превращаться в зверей, предсказывать будущее.
Из тёмного леса, навстречу ему,
Идёт вдохновенный кудесник <…>
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?»
Оба главных героя произведения – язычники, один предсказывает, другой верит предсказаниям.
Пушкин вводит исторические реалии, тщательно вырисовывая все детали:
Воителю слава-отрада;
Победой прославлено имя твое:
Твой щит на вратах Цареграда...
Поэт показывает древние традиции и обычаи, что придает пушкинской балладе вид подлинности. Согласно языческим верованиям, души умерших, погибших на бранном поле, продолжали жить и после смерти. Над могилой насыпали курган – могильный холм. В честь покойника совершалась тризна, т.е. устраивалось пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.
Над славной главою кургана...
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
Поэт также дает собственную оценку героям и событиям того времени. Так, в слова «вдохновенного кудесника», который беседует с князем, поэт вложил личное отношение к истинному искусству:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен…
Таким образом, поэт на стороне «мудрого старца», который знает не только реальную жизнь, но и является пророком.Пушкин также выражает свое отношение к изображаемому: он воспевает князя Олега, его поход на Царьград, судьбоносную кончину.
Произведение насквозь пропитано русским колоритом, наполнено эмоциями и ощущениями людей того времени. Автор старается как можно точнее передать эти чувства.
Могу сделать вывод, что именно благодаря таким произведениям, как «Песнь о вещем Олеге», мы проникаемся искренним интересом и любовью к истории своей страны, порой так сухо изложенной в учебниках.