После смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика Игорь. Он начал свою деятельность с возвращения под власть Киева древлян, которые отделились, воспользовавшись смертью Олега.
В 941 году Игорь отправился походом на Византию. Войско Русов вышло в море и двинулось к Константинополю. Поначалу всё предвещало быструю победу, но потом греки применили военную хитрость. Они стали разливать по поверхности моря горящую смесь смолы и других горючих веществ -- так называемый «греческий огонь». Огонь расползался по морской глади и жёг русские корабли. Ладьи вспыхивали одна за другой, Русичи бросались за борт, пытаясь спастись. Разгром был страшным, и лишь немногие воины вернулись на Русь.
Через несколько лет Игорь вновь двинул войска на Константинополь. Сила Руси была огромна. Византийский двор всполошился, а императоры (тогда в Византии царствовали два брата) послали князю богатые дары и запросили мира. Игорь повернул свои дружины назад. Заключённый им в 944 году договор содержал ряд ограничений для русских купцов по сравнению с договорами Олега, но оставался выгодным для них. В этом договоре владения киевского князя впервые были названы Русской землёй. Пока киевский князь совершал военные походы, дань с русских земель собирал воевода.
В 945 году князь Игорь собрал с древлян очень богатую дань -- в два раза больше обычной. По дороге в Киев Игорь решил, что добыча могла бы быть ещё большей. Он отправил обоз с данью вперёд, а сам с небольшой дружиной вернулся к древлянам и снова потребовал дань. На этот раз древляне возмутились -- ведь князь грубо нарушил договор о полюдье. Древлянское вече решило: «Если повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, пока не убьют его». К Игорю пришли послы и заявили, что древляне отказываются платить новую дань. Игорь стоял на своём. Тогда древляне вышли из своего города Искоростеня и внезапно напали на князя. Дружинников перебили, а Игоря, захватив в плен, жестоко казнили. По слова Иоанна Цимсхия «он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое». Около Искоростеня он и был похоронен под высоким курганом. Отныне древляне перестали подчиняться Киеву. Таким образом, единство государства оказалось под угрозой.
После смерти князя Игоря управление страной взяла в свои руки его вдова Ольга. Она была родом из северного русского города Пскова и славилась умом и красотой. Послов древлянского князя Мала, который хотел жениться на Ольге, приказала убить, а город Искоростень сжечь дотла. Согласно Повести временных лет, «В лето 946 она устремилась с сыном к городу Искоростеню, так как именно те убили мужа её... И стояла Ольга всё лето, и не могла взять города... Древляне же спросили: «Чего хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мёд и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни мёду, ни мехов, поэтому прошу у вас немногого: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало...» Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали Ольге... Ольга же, раздав воинам -- кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут (высушенный прутик, воспламеняющийся от искры). И когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьёв. Голуби же и воробьи полетели в свои гнёзда... И так загорелись где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы ни горело. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.
Для каждого племени княгиня определила точные размеры дани -- уроки и места её сбора -- погосты. Дань теперь собирали не сами князья, а специально назначенные ими люди. Это была первая государственная реформа.
Ольга пыталась установить добрые отношения с соседними странами, и прежде всего -- с Византией. В сопровождении большой свиты княгиня отправилась в Константинополь. Император Константин Багрянородный долго беседовал с Ольгой и восхищался её умом. Самое главное, Ольга приняла крещение и новое христианское имя Елена. Она стала первой христианкой в княжеской семье. Ольга понимала, что если Русь останется языческой страной, христианские государства будут относиться к ней как к «варварской», «дикой». Христианство могло бы укрепить княжескую власть, повысить международный авторитет Руси, приобщить к высокой духовной культуре христианской цивилизации. Но Ольге не удалось распространить христианство на Руси. Когда она предложила креститься своему сыну Святославу, он лишь презрительно усмехнулся. Против крещения была настроена княжеская дружина. Языческие традиции оказались сильнее. Русская православная церковь причислила первую русскую княгиню-христианку к лику святых.