Это - Анубис
Anoub — вариант написания коптской версии имени "Анубиса" латиницей
Anoubis — написание эллинизированного имени "Анубис" латиницей
Anpu — вариант написания неэллинизированного имени "Анубиса" латиницей
Anubis — написание эллинизированного имени "Анубис" латиницей
Inpou — вариант написания неэллинизированного имени "Анубиса" латиницей
Ἄνουβις — написания эллинизированного имени "Анубис" по-древнегречески
Анпу — вариант написания неэллинизированного имени "Анубиса" кириллицей
Ануб — вариант написания коптской версии имени "Анубиса" кириллицей
Инпу — вариант написания неэллинизированного имени "Анубиса" кириллицей
Инпу или Анубис — шакалоголовый бог бальзамирования и мумифакации в египетской мифологии; проводник душ умерших, один из судей загробного мира
Анубис (греч. Ἄνουβις), (егип. inpw) почитался в образе человека с головой черного шакала, самого шакала или дикой собаки Саб; считался судьей богов (по-египетски "саб" — "судья" писался со знаком шакала). Центром культа был город 17-го нома Каса (греч. Кинополь, "город собаки"), где его женой (или женским воплощением считалась шакалоголовая богиня Дуата Инпут; их дочь — змееголовая богиня вод для омоновения умершего Кебхут).
Почитание Анубиса очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, покровителем некрополей и кладбищ, хранителем ядов и лекарств. Его основные эпитеты "Хентиаменти", то есть тот, кто впереди страны Запада ("страна Запада" — это царство мертвых), "владыка Расетау" (буквально "царства мертвых"), "стоящий впереди чертога богов". Согласно "Текстам пирамид", Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших. В это время Осирис просто олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу (174).
Однако постепенно с конца III тысячелетия до нашей эры функции Анубиса начинают переходить к Осирису, которому присваиваются его эпитеты, а Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса. В частности, вместе с Исидой он ищет его тело, охраняет его от врагов и создает первую мумию; вместе с Тотом присутствует на суде Осириса и становится одним из судей загробного мира (хотя изначально он был единственным загробным судьей (1244)); в конце концов становится внебрачным сыном Осириса от Нефтиды, которая приняла облик своей сестры Исиды и обманным образом забеременела от Осириса (испугавшись возмездия Сета за измену, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где его потом нашла и выкормила богиня Исида (*)). Впрочем, по другим версиям отцом Анубиса мог считаться и бог Ра.
Анубис играет значительную роль в погребальном ритуале, его имя упоминается во всей заупокойной египетской литературе, согласно которой одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Анубису приписывается возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах ("просветленного", "блаженного"), оживающего благодаря этому жесту; Анубис расставляет вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны (174). После всех подготовительных процедур именно Анубис (или Упуаут) проводит "душу" умершего через царство мертвых на суд Осириса, где на весах Истины происходит взвешивание его сердца и определение дальнейшей посмертной судьбы.
Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом.