СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВАРИАНТ I Первый уровень I. Допишите предложения: Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых… По союзам и по значению сложносочиненные предложения делятся на… группы: ... . II. Составьте схемы данных предложений, укажите значения союзов (знаки не расставлены). 1. Солнце еще не выглянуло из-за края неба но рассвет был виден сквозь прозрачный туман. (М.Пришвин) 2. То увидишь двух прыгающих белок то выскочит навстречу рыжая лиса то перебежит дорогу работяга ежик то вырвется с оглушительным хлопаньем крыльев дикий голубь. (В.Солоухин) 3. Уже рассвело и небо над березовой рощей порозовело но солнце еще не показывалось. 4. Все ели из котла Пантелей же сидел в стороне и ел кашу из деревянной чашечки. (А.Чехов) III. Тест 1. Отметьте ряд соединительных союзов: а) но, и, что, тоже; б) то – то, или, а, не то – не то; в) и, ни – ни, тоже, также, да (= и); г) либо, но, также, зато; д) да (= но), то – то, однако, ни-ни. 2. Отметьте ряд разделительных союзов: а) а, но, либо, зато; б) или, либо, то – то, не то – не то; в) зато, а, ни – ни, тоже, или; г) чтобы, и, будто, также; д) и, что, тоже, либо, или. Второй уровень I. Выпишите, обозначив грамматические основы, предложения с общим второстепенным членом (знаки не расставлены). 1. Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль. 2. На заре третьего дня ветер утих и пали над степью густые туманы. (М.Шолохов) 3. Перед ненастьем словно кумачом затянут горизонт из-за него показывается красный солнечный диск. (Архангельский) 4. Ветер был навстречу и дождь валил сплошной стеной. (К.Симонов) 5. Зацвел багульник и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнем. (В.Ажаев) 6. Иногда в горах срывались лавины и над ними столбом стояла белая пыль. (К.Паустовский) II. Выпишите предложения, в которых слова также, тоже, зато пишутся слитно. Расставьте, где надо, знаки препинания. 1. Корень учения горек за(то) плоды его сладки. 2. Эта задача решается так(же) легко как и та. 3. Я любил так(же) читать. 4. Он охотно взялся за(то) дело которое ему поручили. 5. Яруг – это то(же) что и овраг. 6. «Ты то(же) ошибался», – ответил друг. Третий уровень Включите в одно из простых предложений причастный или деепричастный оборот, составьте из этих предложений ССП. Расставьте знаки препинания. 1. Воздух застыл. Степь приняла унылый вид. 2. Поднялся сильный ветер. Чувствовалось приближение грозы. 3. Солнце поднялось уже довольно высоко. Туман постепенно стал исчезать.