У каждого человека есть свой любимый уголок земли, где он родился, который дорог его сердцу. Здесь он чувствует себя хорошо и уютно, здесь обретает спокойствие и умиротворение, здесь его посещают самые добрые и благородные мысли. Такой уголок мы называем малой родиной, с ней мы связаны незримыми трепетными нитями. И где бы мы ни оказались, в какой бы “райской земле” ни путешествовали, все равно вдруг заскучаем по родине, по отчему дому, по знакомой с детства улице или двору. Мне кажется, привязанность к родной земле – это особенность русского характера.
В моей жизни, в моей судьбе тоже есть такая земля. Это Суворовский район Тульской области, чудесный приокский край со светлыми лесами и широкими луговыми просторами, небольшими городами и деревеньками, разбросанными по берегам Оки и ее притокам.
Любить свою малую родину, изучать ее историческое прошлое, умножать богатства родной земли-святой долг каждого человека. И мы с ребятами создали фольклорный клуб под названием “Истоки”, цель которого – изучение быта, нравов, особенностей языкового колорита жителей деревень, расположенных по берегам Оки. Это удивительно и необычайно интересно подробно знакомиться со своим краем и новыми людьми, изучать их песни, обряды, их бойкую разговорную речь!
Представьте звездную летнюю ночь. Языки пламени танцуют огненное танго под треск сгорающих сучьев. Вокруг сидят ребята, с которыми ты сегодня прошел добрый десяток километров. Их лица едва освещаются отблесками костра, они, затаив дыханье, слушают завораживающий рассказ инструктора-учителя
Свой бивак мы устраиваем чаще всего вблизи населенного пункта, где-нибудь на краю леса. Расчищаем от сухого валежника поляну, ставим палатки и идем знакомиться с людьми не изведанной еще деревушки.
Сколько их, этих маленьких деревушек в глубине России! Уже почти опустевшие и обедневшие, они не утратили своей привлекательности, не перестали оставаться русскими и родными.
Здешние люди словоохотливы, и с удовольствием расскажут вам какую-нибудь легенду. Живут они просто и скромно. Нехитрые деревянные дворы и, конечно, сады с бесконечными яблонями, грушами, вишнями и сливами. Зайдите к какой-нибудь бабушке во двор, разговорите ее, и она непременно угостит вас яблоками или зрелой смородиной. А уж если пригласит в дом, то вам посчастливится увидеть интерьер истинно русской крестьянской избы с настоящей русской печью, домоткаными дерюжками (дорожками) и маленькой печкой – грубкой в горнице. В красном углу вам откроется небольшая божница с иконами, украшенная расшитыми полотенцами или тюлевыми занавесочками (поневоле вспомнишь есенинские строки: “…Хаты, в ризах образа”). На стене вы обязательно увидите множество старых фотографий – “карточек”, как называют их местные жители. И конечно, вас угостят чаем с крыжовниковым вареньем, молоком или квасом . В такие минуты чувствуешь себя не гостем, а родственником хозяев данной хатки, и не хочется покидать этот уютный, почему-то сразу ставший родным, домашний мирок. Наверное, мало где еще на свете найдешь таких простых и гостеприимных людей с доброй и открытой душой, как в наших краях!
Мы очень люблю эти минуты общения со старожилами той или иной деревеньки. Любим слушать их незамысловатые рассказы о жизни и воспоминания о прошлой войне, люблю рассматривать пожелтевшие фотографии и старые альбомы. Сердце всегда щемит от боли, когда перед тобой старый одинокий человек, потерявший в годы войны близкого родственника. И хочется сделать для него что-нибудь хорошее, хоть чем-то помочь ему или просто развеселить задушевной беседой. А я, как учитель. люблю наблюдать в эти минуты за своими учениками. Они преображаются, становятся добрее, внимательнее. Обязательно предлагают свою помощь старому человеку. Такое общение — прекрасный нравственный урок!
Здесь тоже прошла война. На окраине любого села или деревни мы всегда останавливаемся у братских могил, скромных обелисков с бесконечными списками погибших односельчан в ту страшную годину, возлагаем цветы, вспоминаем страницы военной истории своего края.
Знакомясь с бытом и нравами русских деревень, мы всегда посещаем маленькие сельские церкви. Как хорошо, что во многих местах нашего района на пожертвования простых людей отремонтировали разрушенные храмы. Нельзя представить Россию без ее белокаменных храмов и церквей! Как правило, и колоколенки, и церкви, и иконы в них – это настоящие произведения искусства. Они хранят в себе какую-то чистоту и возвышенность. Мы с детьми любим всматриваться в лики святых. В них строгость и любовь, в глазах немое вопрошение, обращение к человеческой совести. В такие минуты чувствуешь какое-то духовное очищение, и хочется творить добро.