1.
Гражданами Афин были далеко не все, а только свободные люди. Это означает, что
из категории граждан были исключены женщины, рабы, а также так называемые
метеки, т. е. иностранные представители, которых было немало в этом
городе-государстве. В целом лишь только около 10 процентов жителей Афин
обладали политическими правами.
2.
Согласно многочисленным исследованиям, реальное участие в политике афинян было
еще меньше, чем десятая часть населения.
3.
Демократические принципы Афин не исключали образования элиты из числа наиболее
обеспеченных граждан. Это во многом определялось тем, что для участия в
политической жизни, а тем более для нахождения на важных в политическом отношении
постах необходимо было быть образованным человеком, в частности владеть письмом
и чтением. В Древней Греции этим в полной мере обладали, прежде всего,
обеспеченные граждане. К тому же роскошь заниматься постоянно политикой, опять
же, могли себе позволить обеспеченные люди.
4.
Политический режим Афин, как это подчеркивал еще Б. Констан, оказывается
неприемлемым с точки зрения публичных свобод. Об этом свидетельствует ряд
фактов: наличие законов, которые регулировали нравы (например,
предусматривалось наказание за уклонение от Религии); весьма сомнительным был
статус политической оппозиции, представители которой подвергались
преследованиям и разного рода ограничениям в их деятельности; наконец, в том
числе по моральным основаниям, использовался инструмент смертной казни, как это
имело место, например, в случае Сократа.