Концепция культуры гумилева. рассказ ** 7 минут

0 голосов
59 просмотров

Концепция культуры гумилева. рассказ на 7 минут


Психология (8.2k баллов) | 59 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Особую позицию в отношении происхождения и сущности этносов занимал наш выдающийся отечественный исследователь, человек интересной и нелегкой судьбы, оригинальный мыслитель Л.Н. Гумилев.

Этнос им рассматривался как биосферное явление, хотя социальные факторы при формировании и функционировании этноса им учитывались. С его точки зрения, этнос - специфическая форма существования Homo sapiens, а этногенез - локальный вариант внутривидового формообразования, определяющийся сочетанием исторического и ландшафтного факторов. Основные положения концепции Л.Н. Гумилева кратко можно свести к следующему:

1. Главную роль в формировании этноса играет ландшафт. Этносы всегда связаны с природным окружением благодаря активной хозяйственной деятельности, которая проявляется в двух направлениях: приспособлении ландшафта к себе и себя к ландшафту. Ландшафт определяет возможность этнического коллектива при его возникновении, подсказывает род занятий и определяет культуру возникшей этнической целостности. Коль скоро разнообразны ландшафты, разнообразны и народы. Ландшафт есть тот плавильный котел, который формирует сам этнос.



2.Этнос - коллектив особей, противопоставляющий себя другим

коллективам. Принципиальное различие этносов - в стериотипе поведения.

Структура этнического стереотипа - строго определенная норма отношений.

Эти нормы - в каждом случае своеобразные - негласно существуют. bо

всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе в каждой

отдельной эпохе как единственно возможный способ общежития, поэтому

для членов этноса они вовсе не тягостны. Сила этнического стериотипа

поведения огромна, потому что члены этноса воспринимают его как

единственно достойный, а все прочие как дикость.

Именно характер поведения определяет этническую принадлежность человека. А раз так, то возникновение нового этноса есть создание нового стериотипа поведения, отличного от предыдущих. Этот стериотип поведения возникает в результате безотчетной деятельности людей, к бессмысленно рассуждать, лучше он или хуже.

3.Этнос - это не просто скопище людей, похожих друг на друга, а

система различных по вкусам и возможностям личностей, продуктов их

деятельности, традиций, географической среды, этнического окружения

т.е. динамическая система, включающая не только людей, но и элементы

ландшафта, культурные традиции и взаимосвязи с соседями.

Первым коллективом после человечества в целом является

суперэтнос - группа этносов, возникающих одновременно в одном регионе

и представляющих мозаичную целостность: христианский и исламский


миры.

В структуру этноса как системной целостности входят субэтносы отличающиеся от прочих манерами, обхождением, способами выражени чувств и т.д., например, в состав русских входят поморы, камчадалы, русско устьинцы, яицские, донские, кубанские казаки; среди мордвы - эрьзя, мокша

4.Объединиться в этнос нельзя, так как принадлежность к нему

воспринимается субъектом непосредственно, а окружающими

констатируется как факт, не подлежащий сомнению. Следовательно, в

основе этнической диагностики лежит ощущение. Это ощущение

формирует этническое поле. Ребенок, установивший связь с матерью с

первым криком и первым глотком молока, входит в ее этническое поле, которое потом лишь модифицируется вследствие общения ребенка с отцом, другими детьми и всем народом. Но поле в начале жизни слабо, и если ребенка поместить в иную среду, то оно перестроится.

5. Этнос - это не состояние, а природный процесс, наблюдаемый

этнос - фаза этногенеза. Этногенез продолжается в течение длительного

времени, примерно 1200-1500 лет, проходя четыре фазы: возникновение,

подъем, упадок, умирание.

6. Источником движения в этногенезевыступает открытая В.И.

https://studopedia.org/8-73827.html

(82 баллов)