Он побрил половину головы налысо, чтобы не было соблазна прервать учебу и выйти на улицу.
Он перекрикивал бушующее море, тренируя голосовые связки.
Он постоянно держал во рту морскую гальку, разрабатывая мышцы для четкой речи.
Он – это Демосфен. Выдающийся оратор Древней Греции. Словом он мог поднять народ на войну, свергнуть тирана с престола, выиграть безнадежное дело в суде.
Мы тоже используем силу слова. Продаем, убеждаем, вызываем желание обладать. Так почему бы нам не поучиться мастерству владения словом у того, о ком до сих пор говорят с восхищением?
В этой статье мы собрали 10 ораторских техник Демосфена.
Попробуйте эти приемы во время подготовки презентаций, выступлений, текстов. Приемы настолько мощные, что в свое время переворачивали политические устои в государствах.
Представьте, какую пользу эти техники могут принести вашему бизнесу!
Прием №1 – прямое обращение к аудитории
«Так когда же, когда наконец, граждане афинские, вы будете делать, что нужно?» - восклицает Демосфен в одном выступлении. И каждый раз, когда звучит фраза «граждане афинские», внимание толпы усиливается.
Демосфен часто начинал свои речи с этих двух слов. Их же он гармонично вплетал почти через каждые 3-4 предложения.
Об этой фишке говорят и рекламисты современности. Денис Каплунов называет прием прямого обращения к аудитории усилителем.
Он украсит любой формат коммуникации, как устный, так и письменный.
Не так ли, господа бизнесмены и копирайтеры?
Прием №2 – вопросно-ответная техника
Демосфен был ярым поклонником этого подхода.
Он вызывает ощущение диалога, сопричастности. Превращает скучающего слушателя в разгоряченного единомышленника.
Пример: «К чему я это говорю? Да к тому, что…».
В чем секрет приема? В том, что связка вопрос-ответ в этом случае - магнит, который притягивает к следующему предложению.
Прием №3 – риторические вопросы
Демосфена можно смело назвать укротителем вопросов. И риторические также поддались его дрессировке.
Пример: «Но чего же еще не хватает ему (то есть Филиппу) до последней степени наглости?».
Что дает этот прием: создает иллюзию диалога, добавляет выразительности, втягивает слушателя или читателя в суть, обостряет внимание.
Кстати, а вы знали, что фигуру риторического вопроса называют эротемой?
Прием №4 - противопоставление
Антитеза – мощное оружие, которое при правильном использовании способно попасть прямо в сердце аудитории.
Демосфен во время выступлений любил сравнивать «век нынешний» и «век минувший».
В рекламе же часто появляется противопоставление «было - стало». И в середине этого цикла обязательно находится рекламируемый товар.
Только не стоит противопоставлять услуги свои и конкурентов. Мы же хотим перенять высокий стиль Демосфена, а не риторику продавцов кожаных курток на ближайшем рынке.
Прием №5 – соединение синонимов в пары
Только представьте, речи Демосфена длились не один и не два часа! Некоторые выступления народ слушал целыми днями. И что интересно, затаив дыхание.
А сколько вы готовы выдержать торжественный доклад генерального директора или презентацию вашего менеджера?
Фишка в том, что древнегреческие ораторы подбирали приемы, которые превращали обычную речь в произведение театрального искусства. И один из них – это ритмичное соединение синонимов в пары.
Пример: «Смотрите и наблюдайте!», «Слушайте и решайте!».
Эти парочки наполняли речь динамикой, не давая слушателям уснуть. Хороший прием для обострения внимания аудитории.
Тренируйтесь и применяйте!
Прием №6 – сознательное умалчивание выводов
Этот метод прославил Демосфена и сделал его на голову выше остальных ораторов.
Грек ловко и умело вел толпу по тропинке фактов и доказательств. Но в конце пути он оставлял слушателей в одиночестве, и они сами приходили к тем выводам, которые и нужны были выступающему.
Без навязывания своих мыслей, без «впаривания» и лобовых атак.
Предупреждаем сразу, это довольно сложный навык. Его нужно старательно «прокачивать» каждый день. Но оно того стоит, поверьте.
Прием №7 – эмоциональные восклицания
Примеры: «Хорошо!», «Да нет же!», «И после этого вы еще спрашиваете, почему дела государства решительно пошли прахом?».
Силу воздействия этой техники можно сравнить с эмоциональным иглоукалыванием: монотонное поглаживание вдруг прерывается резким ощущением укола.
Результат - аудитория в тонусе, она эмоционально заряжена и готова идти за вами хоть на край света.