На землях Жетысу у самых гор Алатау, где сейчас находится город Иссык, жило когда-то племя саков*. Вместе праздники проводили, вместе совет держали. Был народ тот сильным и богатым.
Вождём у них был могучий батыр Каскалдак - храбрый воин, мудрый бий*.
И росли у Каскалдака девять сыновей - все богатыри. Когда они со своими друзьями садились верхом на лошадей, собиралось огромное войско, под которым прогибалась земля.
В один из солнечных ласковых дней, когда, говорят, жаворонок откладывает на спине овцы яичко, у Каскалдака родился десятый сын.
И упал на голову младенца сверкающий луч солнца. И вспыхнул на его голове золотой айдар - длинная прядка золотистых волос.
Мальчика назвали Сунёем. Рос он сильным и ловким. С малых лет всегда побеждал в байге*, словно у коня его вырастали крылья. Но отец однажды сказал сыну:
- Чтобы стать настоящим батыром, надо не только побеждать в байге, уметь стрелять из лука, но также владеть искусством музыки. Искусного* мастера народ всегда почитает.
Мальчик стал учиться играть на свирели и увлёкся. Теперь он часто уходил далеко в степь и там подолгу наигрывал мелодии древних кюев*. Они напоминали шум тростника и упругого ветра, шелест курая или вдруг рассыпались звонкой соловьиной трелью*:
Журавли мои, журавли Пролетают и тают, тают...
Опрокинув чашу небес,
Солнце щедрое проливают...
Услышав звуки родной земли, замирали сайгаки и куланы, умолкали птицы. Просторная степь слушала своего сына.
II
Однажды на землю Жетысу напали враги. Было их так много, что закрыли они всю землю. И тогда батыр Каскалдак и десять его сыновей выступили в поход. Под тяжестью их отрядов стонала земля, но врагов было в два раза больше. Однако помнили саки, что воин, за спиной которого родной народ и родная земля, всегда сильнее.
Отважно бились сарбазы* Каскалдака. И во всех битвах впереди всех были его сыновья. Особенно отличался младший сын Суней.
Юный батыр был одет в золотые доспехи. Шлем, кольчуга*, пояс - всё из чистого золота, на ногах сапоги с позолоченными каблуками. Когда он летел на своём коне золотистой масти*, золотая одежда ослепительно сверкала под солнцем. Враги хорошо знали эти доспехи.
Часто во время битвы Суней неожиданно поворачивал своего коня. Враги, думая, что он ранен, мчались за ним. А Суней увлекал их в засаду. Потом снова появлялся на поле боя.
Разозлились захватчики, решили живьём поймать «золотого жигита» на золотом коне.
Однажды во время битвы Суней заметил впереди как-то странно сидевших Воробьёв: не на земле, не на кустах, а будто в воздухе без опоры. Понял жигит, что впереди натянута сеть, и предупредил своих сарбазов. Много хитростей придумывали враги Сунея, но он был неуловим.
III
Прошло время. Погибли в боях многие сыновья Каскалдака. Погиб и сам Каскалдак.
Вождём сакских племён стал Суней-батыр. Однажды вражеские племена снова собрались в поход на саков. Но они не надеялись на победу в честном бою и придумали хитрость.
- Пропустите наши племена через свои земли, - попросили послы, - и мы не станем воевать с вами.
Суней не поверил словам врага и выставил одно условие:
- Оставьте в нашем ауле восемьдесят юношей и девушек, тогда мы пропустим вас.
Враги поняли, что другого выхода у них нет, и согласились. Сорок юношей и сорок девушек прибыли в аул саков. Среди них была одна красавица.
- О, Суней, - сказала она. - Я полюбила тебя. Возьми меня в жёны.
Но Суней не захотел брать в жёны красавицу вражеского народа.
Не перенесла обиды девушка и решила отравить Сунея, подсыпав в его чашу отраву.
Так и погиб от яда батыр.
Когда оборвалось дыхание Сунея, дрогнула земля, две горы на берегу реки рухнули, подул ветер, и в шуме ветра слышались дивные звуки свирели Сунея:
Журавли мои, журавли,
Что курлычете, что поёте?
Что узнали в своём полёте?
Может, видели вы Сунея?
Может, знаете вы Сунея?
Жизни чёрно-белую нить В песню каждую он вплетает...
Ничего не ответив мне,
Стая гордая пролетает...
IV
Люди хотели жестоко наказать красавицу. Но один из аксакалов сказал:
- Не надо убивать. Лучше посадить её на коня и отпустить в степь. Пусть она расскажет врагам о нашей человечности*. Того, кто ударил тебя камнем, одари хлебом.
Так и сделали. А потом насыпали в долине Иссыка пять одинаковых курганов*. Надели на Сунея золотые доспехи* и положили его в один из курганов. Брат Сунея повелел:
- Курганы должны казаться старыми. Прогоните по ним тысячу раз тысячу коней. Пусть Суней слышит конский топот, пусть знает, что народ его живёт и здравствует. Каждый год в день его смерти будем прогонять по кургану тысячу лошадей.
Прошли долгие годы. Люди выполняли завет брата Сунея. Курган постепенно стал неприметным, что спасло его от грабителей.
(По С. Бакбергенову)
Тема - это то, о чём (или о ком) говорится в произведении. Часто тема произведения отражена в его заглавии.
Например, «Гора Бура» (казахская легенда), «Моя Республика» (Т. Айбергенов).