Лютеранство зародилось в далеком XVI столетии. К тому времени недовольством католической церковью достигло своего предела. Многих возмущали и особый статус высшего духовенства и несоблюдение Библейских заповедей многими служителями церкви. Особенно много вопросов вызвал вопрос о необходимости индульгенций (специальный документ, покупаемый за довольно большую сумму и подтверждающий прощение грехов).
К началу XVI века развращенность католической церкви достигла своего предела. Она уже давно потеряла былой престиж и доверие. Мартин Лютер хотел это изменить. Стоит подчеркнуть, что он хотел лишь реформировать церковь (долгое время это направления в христианстве так и называлось реформаторская церковь, протестантизм вошел в употребление только в 1529 года после Шпайерского протеста и окончательно закрепился после Тридцатилетней войны). В скором времени начали появляться более радикальные течения, такие как кальвинизм, цвинглианство и анабаптизм.
Желание изменить церковь вылилось в написано небезызвестных «95 тезисах». Суть их сводилось к следующему:
•Продажу индульгенций надо запретить. Отпущение грехов совершает сам Бог, а не церковь;
•Папа Римский такой же человек, как остальные, он может ошибаться;
•Церковь – дом молитвы, и предназначена для учения. Она не является необходимым посредником между Богом и человеком;
•Чистилище не существует;
•Библия – единственный авторитетный источник познания Божьей Воли.
В целом, Лютер лишь пытался удалить из церкви явные несоответствия Библии. Однако, несмотря на это, он был объявлен еретиком. Причиной было «богохульное» утверждение, что Папа Римский – обычный человек. Лютер ставил под сомнение решения пап и церковный соборов. Во время диспутов он требовал доказательств на основе Библии, которые ему предоставить не могли.
Также немецкий проповедник много внимания уделял труду человека. Он утверждал, что добросовестный труд является важной духовной частью человека. Примечательна одна история. Однажды сапожник спросил Лютера, как ему познать Царство Божье. На что Лютер ответил: «Шей лучшие сапоги и продавай их по справедливой цене». Мартин Лютер упорно доказывал, что Благодать Господня осуществляться в любой профессиональной деятельности человека.
Еще особое внимание уделялось браку. Лютер считал, что священники должны иметь право жениться. Неспособность многих служителей сдержать похоть приводило к развращению и паданию авторитета церкви, поэтому реформатор настаивала на предоставлении священникам этого важного права. К тому же историки убеждены, что принятие решения об обязательном обете безбрачия был принят исключительно для обогащения церкви. Таким образом, все имущество священников после их смерти переходило в распоряжение церкви, а не к их детям.
Также был еще один аспект, который входил в основные учения Мартина Лютера. Он касался Библии и языка проповедей. Он считал, что Библия должна переведена на немецкий язык (чем он и занялся в 1521 году) и стать общедоступной, чтобы каждый мог позвать Волю Отца через Его Слово. Проповеди также должны проводится на общепринятом языке, чтобы они были понятны каждому.
Еще можно выделить небольшой пункт о бескомпромиссности по отношению католической церкви. Его известная фраза «На том стою, не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь» явное тому подтверждение.