Положение Красноярска на пересечении существующих и перспективных межконтинентальных трасс железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта обусловливает возможность развития города как крупнейшего транспортного центра, связывающего страны Европы со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Истоки энергетической системы Красноярья берут свое начало еще в позапрошлом веке. Именно в начале 1880-х годов, одновременно с петербургскими, стала вырабатывать электроэнергию и первая электростанция в Красноярске, которая освещала жилые помещения и магазины купца Гадалова. Заговорить об электрическом освещении улиц помог резкий рост преступности в городе, связанный с наплывом разного люда по открывшейся железной дороге. 36 городовых с беспорядками в городе не справлялись. В неделю в Красноярске происходило до 10–15 ограблений. В 1912 году была построена первая городская электрическая станция, в здании которой и в настоящее время находится ОАО "Красноярскэнергосбыт". На улицах и в домах города загорелись первые 262 электролампочки. К концу 1912 года было уже 12 000 абонентов.
Первая мировая война вызвала существенные сдвиги в экономической жизни. Численность горожан резко увеличилась прежде всего за счет беженцев и военнопленных и достигла 120-130 тысяч человек. Во время войны пленных австро-венгерских солдат отправляли в Сибирь, на Урал, в Туркестан. В Красноярске тоже был лагерь военнопленных. Он находился в военном городке, в районе нынешних улиц Краснодарской и Малиновского. Специальный лагерь строить не стали, а использовали казармы.
В революционном 1917 году Красноярск стал одним из важнейших форпостов большевиков за Уралом. Процесс установления советской власти был прерван чешско-белогвардейским переворотом и только в 1920 году Енисейская губерния была освобождена от колчаковцев.
С установлением советской власти военнопленных выпустили, а лагерь военнопленных стал концлагерем, в который стали сажать тех, кого большевики считали своими врагами. Кроме того, концлагерь служил и фильтрационным лагерем для пленных солдат и офицеров армии Колчака. В обход Красноярска, далее на восток ушли только каппелевцы, продолжив Великий Сибирский Ледяной поход.
Образование Красноярского края в 1934 году с центром в городе Красноярске дало серьезный толчок для развития красноярской экономики. За первые две пятилетки в городе было введено 33 новых промышленных предприятий. В начале 1930-х годов начал застраиваться правый берег. Деревни Базаиха, Торгашино и Злобино, где жили 24 тысячи человек, а также территории строящихся заводов объединили и создали Кировский район Красноярска, а затем и Ленинский.
Весьма популярны в 1930-е годы были статьи о разоблачении заговоров «врагов народа», вредивших социалистическому строительству. Так, в ходе «активной» борьбы с «врагами народа» в крае погибли многие талантливые руководители, деятели науки и культуры: Владимир Крутовский, Вячеслав Косованов, Петр Петров, Георгий Трошин. В 1938 г. были расстреляны Александр Субботин - первый директор Красмаша, Александр Телегин, стоявший у истоков красноярского судостроения, Петр Очеретько - первооткрыватель Игарской протоки, Павел Мещеряков, возглавлявший Красноярское пароходство. Были уничтожены и многие высокие партийные руководители края, среди них и Павел Акулинушкин - .первый секретарь Красноярского крайкома и горкома партии.