Одним из необходимых условий эффективного функционирования многонационального общества является обеспечение безопасности всех его субъектов. Современные социокультурные условия, характеризующиеся усилением негативистских тенденций в полиэтническом пространстве, заставляют обратить пристальное внимание на проблемы обеспечения личной и общественной безопасности детей и молодежи, на их безопасное и рациональное поведение с позиций акмеологического подхода, раскрывающего цели, смыслы и траектории развития и саморазвития личности [7]. В этом ключе важно понимание того, к каким вершинам необходимо стремиться, что этому может способствовать, а что помешать.
Под акмеологическими устремлениями следует понимать стимулирующие установки человека к определенным видам деятельности, нацеливающие субъекта на максимально эффективное владение этой деятельностью, характеризующейся максимальными ее результатами как в отношении объективных целей, так и в отношении субъективной самореализации саморазвития в этой деятельности [1, 3].
В структуру акмеологических устремлений младших школьников входят:
– мотивация достижений успехов в учебе;
– мотивация к общению со сверстниками родителями и педагогами на темы связанные с учебной деятельностью;
– высокий уровень удовлетворенности ее результатами и осознание собственного учения;
– высокий уровень притязаний в этой деятельности;
– стремление к расширению кругозора, связанного с интересующей деятельностью.
Все указанные компоненты легко диагностируются педагогом в отношении учебной деятельности как ведущего вида деятельности младших школьников.