Исследователь – познаватель жизни. Но познаватели бывают трёх родов: через постижение гармонии и красоты Мироздания в творчестве, в устремлении к его высшему выражению – в искусстве; через веру в Священное Писание и стремление через сердце своё в чувствах и мыслях достичь всего Высшего в устремлении приближения и слияния с Ним; через опытное познавание жизни, через наблюдение, собирание разрозненных фактов, сложении их в синтезе и достижение убедительного вывода, ведущего к открытию, открывающего людям окно на картину мира, ранее неизвестную или забытую ими. Именно опытное познавание мира связывают с понятием исследования, а познающего – с образом исследователя.
Чтобы посвятить себя труду, который может занять целое воплощение без гарантий успеха, исследователь должен иметь не временный, но постоянный интерес к предмету своего исследования. Для этого у него должна быть устойчивая цель. Такими целями люди иногда называют жажду славы, почёта, уважения. Но трудно такому исследователю устоять в длительном труде, когда результата не удаётся достичь. Искателей славы всегда много толпится около настоящих исследователей, чтобы прибрать их труды себе, но сами они не способны к длительному и кропотливому труду. Среди исследователей могут встречаться любопытные, но любопытство основано на неустойчивом кратковременном интересе, то такой интерес быстро гаснет, и исследователь теряет устремление к поиску. Иное дело – любознательность, основанная на устремлении духа к совершенствованию, и потому к устойчивому и постоянному постижению мира. Именно отсюда рождаются и другие качества исследователя: терпение, терпимость, честность, стремление к Истине. Все эти качества необходимы, если он действует не для славы, но для Общего Блага, ибо дух всегда устремлён к общему и единому. Что теперь не достаёт исследователю? – Талант. Но что есть талант? Талант – это накопление прошлых жизней, когда накоплен опыт многих воплощений, ведущих к близкой цели. Необходимы исследователю и многие качества, определяющие его умственные способности. Эти качества суть: наблюдательность, внимательность, ясность, чёткость, чистота, быстрота и синтетичность. Все эти качества принадлежат разделу искусства мышления. Все эти качества также являются следствием многих прошлых накоплений духа. И если сердце открыто для рассудка, последний руководствуется проявлениями их в должной мере. Некоторые помнят, что мир можно постичь развитием лишь рассудка, интеллекта, развивая его логику. Но мир действительности не описывается ограниченной логикой, а потому невозможны и открытия без участия сердца и духа. Логикой можно лишь только описать достигнутое и найденное, приуготовленное кем-то, чем, кстати, пользуются интеллектуалы. В то же время необходимость развитого интеллекта для исследователя не только не отрицается, но и утверждается, но в том случае, когда интеллект подчинён исканиям духа. Все открытия совершались именно духовно развитыми людьми, хотя далеко не всегда владевшими системными знаниями Источника Мудрости.