В декабре 1936 года была принята новая Конституция СССР, которая официальной пропагандой была названа "Конституцией победившего социализма".
Политической основой СССР провозглашались Советы депутатов трудящихся, экономической - социалистическая собственность на средства производства.
Принятие Конституции СССР 1936-го года - это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, "полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементом, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии".
В жизни советского общества произошли качественные перемены:
Во-первых, на практике была доказана возможность изменения капиталистических отношений и замены их принципиально иным социальным строем;
во-вторых, в эти годы были заложены основы нашего военно-политического и индустриального могущества;
в-третьих, были ликвидированы все эксплуататорские классы;
в-четвертых, в стране сложилась две основная форма собственности - общественная в виде государственной и колхозно-кооперативной;
в-пятых, менялся облик всех народов СССР, укреплялись их дружба и сотрудничество.
Новое качественное состояние советского народа привело политическое руководство страны к выводу о том, что в СССР в основном построено социалистическое общество. Как я уже отмечала, изменения в развитии страны были закреплены в Конституции СССР (5 декабря 1936 г.).
Сегодня уже понятно, что данная конституция носила скорее декларативный характер.
В своем реферате я хотела бы осветить как отрицательные, так и положительные стороны данного периода нашей истории.
Экономика.
Сложившаяся к тому времени экономика ныне определяется как директивная. Она характеризовалась:
- фактически полным огосударствлением средств производства, хотя формально юридически устанавливалось наличие двух форм социалистической собственности: государственной и групповой (кооперативно-колхозной);
- свернутостью товарно-денежных отношений (хотя и не их полным отсутствием), деформированностью объективного закона стоимости (цены определяются не на основе рыночного спроса и предложения, а диктуются государством);
- предельно жестким централизмом в управлении при минимальной хозяйственной самостоятельности на местах; административно-командным распределением ресурсов итоговой продукции из централизованных фондов.
- Руководство хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов.
При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь, прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.
Это понимали многие. Еще в 1923 г. председатель ВСНХ А. И. Рыков. На Двенадцатом съезде РКП(б) заявил: "...Управлять страной, которая охватывает одну шестую часть суши, управлять ею из Москвы на основе бюрократического централизма невозможно"1 Однако, власти не могли доверить столь серьезное и ответственное дело самим непосредственным производителям и потребителям. Правительство напротив, усиливает централизацию управления экономикой.
Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Структура общественных потребностей определяется непосредственно центральными плановыми органами, которые руководствуются преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей