1. Это развивает грамотность. Конечно, правописание подтянуть можно и благодаря любой другой книге, если она добросовестно отредактирована и откорректирована. Но художественная литература развивает еще и грамотность речи – умение четко, логично и в красивых словоформах выразить свою мысль. 2. Это развивает образное мышление. Читая, мы воссоздаем в голове картину происходящего до мелочей: обстановка, предметы, звуки, запахи. Мы визуализируем героев, заставляем их двигаться, видим их мимику и движения. А образное мышление – это не только основа творчества, это возможность воспринимать и анализировать информацию намного быстрее, чем при любом другом способе мышления. 3. Это обогащает наш эмоциональный опыт. Переживая вместе с героем или без него все перипетии, мы получаем эмоциональную встряску, которой сейчас лишены в жизни. А это делает ее, жизнь, полнее и насыщенней. 4. Это обогащает наш жизненный опыт. Конечно, это совсем не то, что пережить написанное самостоятельно. Но после прочтения останется в голове какой-то вариант развития той или иной ситуации, возможность реагировать так или эдак, можно предположить последствия этих действий. И это только основные причины, общие для всех.
Конечно же, все это можно говорить лишь касательно действительно хорошей художественной литературы. Хотя, также как мы учимся на ошибках, от плохой литературы тоже можно почерпнуть что-то для себя полезное. Но все равно, хорошую книжку читать всегда приятнее и полезнее. Как-то мне сестра бывшего мужа подарила книгу новомодной писательницы. Прочитала я ее довольно быстро, и осталось после прочтения какое-то легкое чувство голода. Не могла понять почему – и сюжет вроде интересный, и идея есть, и слог стройный, но выглядело все как статья из женского журнала. Кстати, как выяснилось, писательница как раз является редактором женского журнала. А соль оказалась в том, что не было в тексте образности и сочности. Какие-то плоские описания с примитивными сравнениями и аллегориями – и все. За текстом чувствовался голый сюжет и шаблонные эмоции героини. Вспомнился момент из автобиографической книги одного из уважаемых мною современных писателей Андруховича. Там он говорит (за дословность не ручаюсь), что настоящий писатель будет месяц сидеть над медицинскими справочниками только лишь для того, чтобы грамотно и к месту использовать термин «острый коронарный синдром». Именно поэтому хорошая литература пишется годами, а легкое чтиво – за несколько месяцев, а то и меньше. И, конечно, эрудированность автора отражается в его произведениях, как в зеркале. И чем больше разница в этом показателе между читателем и писателем в пользу последнего, тем интересней читать произведения первому. Сейчас подсела на художественные произведения Екатерины Мурашовой. В данный момент читаю ее трилогию «Анжелика и Кай». Вначале я сразу отмела эти произведения, поскольку значатся они как любовно-авантюрный детектив или что-то в этом роде. И только после того, как перечитала три-четыре других ее произведения, взялась за эти. Скажу честно, столько удовольствия от чтения я давно не получала. Вчера целый день с утра до вечера валялась перед ноутом, читая вторую книгу трилогии, отвлекаясь только на туалет и кухню. Благо, ребенок на даче с родителями. Но впечатления до сих пор перевариваю. Это и увлекательный сюжет со множеством дополнительных сюжетных линий. Это безумно красивый и образный слог, а образы завершенные и наполненные. От начала до конца идет постоянное развитие не только главной героини, но и всех, кто ее окружает. А главное, что все эти герои и их переживания узнаваемы и очень близки со всеми своими страстями. В общем-то это, наверное, и есть основной критерий хорошей литературы для меня – не просто понимание, но и возможность сопоставить себя с героем и его внутренним миром. А наряду с этой вовлеченностью – стройный и яркий язык изложения.