Вот мы и подошли к концу XIX века. Попробуем оглянуться назад и еще раз задуматься над тем, что дала России, всему человечеству русская классическая литература, что делает ее необходимой нам, людям совсем иной эпохи, иных социальных отношений.
В. И. Ленин о всемирном значении русской литературы. В 1902 году, накануне первой русской революции, В. И. Ленин, как вы помните, писал о том всемирном значении, которое приобретает теперь русская литература. К концу XIX века освободительное движение в России стало столь мощным, что оно превратило страну в передовой отряд революционного движения в Европе (Ф. Энгельс).
Это определило и роль русской литературы в духовной жизни человечества. Его мировое значение как художника,-писал В. И. Ленин в статье-некрологе Л. Н. Толстой,-его мировая известность как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции. Разумеется, говоря о всемирной роли первой русской революции, Ленин имел в виду не только события 1905 года, но и весь тот этап в исторической жизни России, который исподволь готовил революцию (1861 - 1904 годы). В глубинных связях Толстого с этим этапом видит Ленин историческую основу влияния его творчества на художественное развитие человечества.
Выявляя черты национального своеобразия русского освободительного движения, В. И. Ленин подчеркивает особую роль в нем народа, крестьянства, преисполненного страстной ненависти к помещичье-самодержавному строю. Долгое и безраздельное господство самодержавия, -писал Ленин, - накопило невиданное, пожалуй, в истории количество революционной энергии в народе...
Эта революционная энергия одухотворяла художественную литературу, порождала ее своеобразие: подлинную народность и гражданственность, те высокие демократические и гуманистические идеалы, которые покорили читателей всего мира. Освободительное движение, как вы видели, втягивало в орбиту своего влияния писателей, не только непосредственно связанных с ним, но и сравнительно далеких от него. Великое народное море, взволновавшееся до самых глубин (Ленин),-вот жизненный источник великой художественной литературы XIX века.
Этим жизненным источником питалась и русская критика, в первую очередь критика революционно-демократическая. В ней В. И. Ленин особенно ценил зрелость и глубину теоретической мысли, позволившие ему говорить о Герцене, Белинском и Чернышевском как о предшественниках русской социал-демократии.
В известной вам статье Лев Толстой, как зеркало русской революции В. И. Ленин писал: И если перед нами действительно великий художник, то некоторые хотя бы из существенных сторон революции он должен был отразить в своих произведениях. Это значит, что великий художник не может обойти то главное, чем живет его страна, что составляет основу основ жизни народа. Зеркалом русской революции называет Ленин творчество Толстого, хотя многого в революции он не принял. Но именно потому, что сознание его было приковано к целой исторической полосе русской жизни, в течение которой революция постепенно накапливала свои силы, Толстой сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе. И далее В. И. Ленин с гордостью за Россию, за ее литературу заключает: Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавленных крепостниками, выступила, благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг вперед в художественном развитии всего человечества. Эти слова В. И. Ленина можно отнести и к другим великим русским писателям.
Они чутко прислушивались к исторической жизни народа, отражая в своем творчестве те полные драматизма конфликты, которые вели страну к революции, ставили те проблемы, которые прямо или косвенно были связаны с судьбами освободительного движения, с будущим России .
Благодаря мировой важности происходивших в стране процессов, русская литература выразила исторические устремления не только национальные, но и всемирные, общечеловеческие. Ей оказалось доступным все сущее под куполом неба, как писал английский критик о Толстом. Слово русских писателей будило мысль и совесть читателей всего мира, рождало стремление переделать жизнь на началах разума и справедливости.