Древний мир характеризовался экономикой, в которой преобладал рабовладельческий способ производства. В политике доминировали два типа государства: небольшие города-государства с республиканским строем, и крупные монархические империи, правители которых обладали всей полнотой светской и духовной власти и часто обожествлялись. Религии в эту эпоху преобладали языческие, политеистические, с крайне разнообразными культами. В целом под конец эпохи Древнего мира установилось владычество одной империи - Римской, благодаря чему была достигнута высокая связность и единство цивилизации, важная роль городов, высокое развитие права, философии, науки и культуры.
Средние века характеризовались экономикой, в которой преобладал феодальный способ производства. Практически все значимые государства Средневековья были монархиями феодального типа с ленно-вассальной системой, роль республиканских городов-государств была в основном низкой (хотя отдельные республики, такие, как Венеция, достигли большого влияния благодаря монополии на торговлю). В Западной и Южной Европе преобладала христианская религия, на протяжении всего раннего Средневековья ее ареал распространялся на север и восток, где по-прежнему существовали языческие народы. В целом средневековый мир был крайне фрагментарным, лишенным связности, не было единой цивилизации из-за феодальной раздробленности, и единственным объединяющим фактором выступала христианская церковь. Несмотря на то, что в Средние века было сделано несколько важных изобретений технической направленности, общее состояние наук, искусства, права и философии было упадочным: всякое знание сводилось к религиозному.
Новое время характеризовалось возникновением и ростом влияния капиталистического способа производства, который постепенно вытеснял феодальный (полностью он его вытеснил только в Новейшее время). Государства переходили от ленно-вассальной феодальной монархии к абсолютной или сословно-представительской, позднее - к конституционной монархии или демократической республике. Вся Европа была уже христианской, хотя наблюдались конфликты между католичеством и протестантизмом, возникшим в результате Реформации, а также между католичеством и православием. Восстанавливалась связность и единство цивилизации, в результате Великих географических открытий и колонизации этот процесс вышел за пределы Европы. Начался стремительный прогресс в науке, искусстве, философии, праве. Были сформулированы базовые права человека.