Помогите сделать комплексный анализ любого текста по этому плану: 1.Прочитайте текст. ...

0 голосов
86 просмотров

Помогите сделать комплексный анализ любого текста по этому плану:
1.Прочитайте текст.
2.Вспомните, что вы знаете о его авторе. Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3.К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (Художественному, публицистическому, научному/ научно-популярному? )
4.Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение? )
5.Определите жанр текста. (Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.? ) Какое построение преобладает в тексте?
6.Определите тему текста.
7.Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом. (Почему именно такое заглавие выбрал автор? )
8.Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план.
9.Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи .
10.Как соотносятся начало и конец текста?
11.На каком приеме /приемах построен текст? ( Сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли, быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и др. )
12.Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора) .
13.Понаблюдайте над лексикой текста: -найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю; -найдите опорные слова в каждой части текста; -найдите в тексте контекстуальные синонимы и /или антонимы; -найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении; -обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов. Неологизмов; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или наоборот, слова возвышенного стиля; -выделите фразеологизмы (зачем они употреблены?) ; -обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) .
14.Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор (повторение определенных согласных звуков-аллитерация, повторение гласных звуков -ассонанс). Чего достигает автор их употреблением?
15.Какими морфологическими средствами пользуется автор? (Обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или для динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц;
16.Понаблюдайте над синтаксисом текста.
17.Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст)
18.Каково ваше впечатление от текста?
19.Для лучшего понимания текста сопоставьте его с другим, данным для сравнения.


Русский язык (12 баллов) | 86 просмотров
0

13. Лексические особенности рассказа:А) много разговорных слов, которые совсем не портят текст, а придают ему оттенок доверительности (обворовывал, беспризорник, тощий, запыхавшись, вой действовал на нервы, втащили, босяцкие выходки кота...)Б) слова с "говорящими" суффиксами (Ленька, ворюга...)В) фразеологизмы ("средь бела дня")

0

Изобразительно-выразительные языковые средства:А) ряды однородных членов: "Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану". " Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. ..." "Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел".

0

Б) сравнения: "Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления". "Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу". " Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож". В) контекстные синонимы: "Это был кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит". Г) эпитеты: "дикими глазами", "с ужасающим воем", "зелёными нахальными глазами", "с отчаянным воплем"...Д) контекстные антонимы: "от рассвета до темноты"

0

14. Фонетические особенности не выявлены.15. Морфологические средства:А) много глаголов, которые помогают передать стремительность сменяющих друг друга действий: "Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму.

0

Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом". Б) много прилагательных, причастий и местоимений-прилагательных (в "описательных" фрагментах рассказа):"Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу".

0

"Чтобы пройти к берегу озер, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью. Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота".

0

В) есть деепричастия и деепричастные обороты, которые помогают автору выразить добавочные действия к глаголам и добавляют стремительности в рассказ:"Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями"."Он вышел из чулана, пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами".

0

16. Особенности синтаксиса:А) предложения простые, осложненные в основном однородными членами, изредка - вводными словами и деепричастными оборотами. Такие конструкции тоже помогают автору показать стремительную смену событий в тексте:"Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу. Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол".

0

Б) сложных конструкций в рассказе почти нет:"Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке" (как мы видим из этого примера, в СПП нет дополнительных осложнений)

0

17. Идея рассказ "Кот-ворюга" заключается в мысли. что любви достойно всё живое на нашей земле. И если люди подарят любовь и заботу братьям нашим меньшим, то и они не останутся в долгу, а отплатят людям не меньшей любовью и привязанностью. А это дорогого стоит!18. Мне очень понравился этот рассказ Паустовского! Он учит любви к животным и воспитывает доброту и чувство милосердия.

Дан 1 ответ
0 голосов

1. Рассказ К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"

2. Константин Георгиевич Паустовский (19 (31) мая 1892 — 14 июля 1968) - известный русский советский писатель, классик отечественной и мировой литературы, чьи произведения давно стали сюжетными и стилистическими образцами пейзажной и лирической прозы. Более десяти лет преподавал в Литературном институте им. Горького, был заведующим кафедрой литературного мастерства. Дважды номинировался на Нобелевскую премию в области литературы. Известность К. Г. Паустовскому принесла повесть «Кара-Бугаз». Среди других книг стоит отметить "Повесть о жизни" и "Чёрное море".

3. Стиль речи - художественный.

4. Тип речи - повествование с элементами описания.

5. Жанр текста - рассказ.

6. Тема текста - рассказ о рыжем коте, прозванным ворюгой, о человеческой доброте и милосердии к братьям нашим меньшим и ответной любви и благодарности прирученного животного. (Главные герои "поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки", но, увидев, тощего "огненно-рыжего беспризорника", передумали и накормили его, а в ответ кот отплатил неожиданным хозяевам "благородным поступком".)  

7. Название есть - "Кот-ворюга". Автор не случайно выбирает такое название, потому что в тексте идет речь именно об этом коте, который "воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб", а еще о том, как целый месяц хозяева дома пытались выследить и поймать рыжего кота. Т.е. все события этого небольшого по объёму произведения так или иначе связаны именно с вороватым котом.

8. План:

    1) Кот, потерявший всякую совесть.

    2) Решение поймать рыжего разбойника.

    3) Кот попался!

    4) Что с ним делать?

    5) Ужин для кота.

    6) Благородный поступок кота-ворюги.

    7) Новая кличка - Милиционер.

10. Начало и конец текста построены по принципу антитезы (противопоставления): воровство кота в начале рассказа - кот превращается в хозяина в финале произведения; решение людей во что бы то ни стало покарать разбойника и вора - любовь к голодному рыжему бродяге.

11. Среди основных приёмов построения этого рассказа можно выделить следующие: противопоставление (см. пункт 10); постепенное усиление чувства (чувства любви к несчастному голодному животному и ответной любви и благодарности кота), быстрая смена событий, динамичность повествования.

12. Основные образы рассказа:

А) кот - рыжий и ловкий разбойник, с разорванным ухом и отрубленным куском грязного хвоста, кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит;

Б) Рувим, один из героев рассказа - человек, обладающий большим запасом жалости, милосердия и сострадания, у которого не поднялась рука наказать рыжего разбойника, когда кот был пойман;

В) Лёнька - мальчик-подросток, сын деревенского сапожника, автор отмечает, что он "славился бесстрашием и ловкостью". Но гораздо ценнее в мальчике другие качества - доброта, умение сострадать, видеть чужую боль, понимать причины воровства кота (не от хорошей жизни кот воровал еду), ведь это именно Ленька предложил, увидев, как истощен кот, накормить животное;  

Г) сам автор - внимательный, тонко чувствующий мир человек, по роду занятий - писатель и путешественник. Именно умение откликаться всем сердцем на происходящее позволило ему написать такой пронзительный рассказ. Безусловно, что и автору тоже свойственны доброта, милосердие и отзывчивость. А еще автора отличает тонкий юмор, потому что читать этот рассказ без улыбки невозможно, настолько ярко и образно он написан.

13. Лексические особенности рассказа:

А) много разговорных слов, которые совсем не портят текст, а придают ему оттенок доверительности (обворовывал, беспризорник, тощий, запыхавшись, вой действовал на нервы, втащили, босяцкие выходки кота...)

Б) слова с "говорящими" суффиксами (Ленька, ворюга...)

В) фразеологизмы ("средь бела дня")

Изобразительно-выразительные языковые средства:

А) ряды однородных членов: "Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану". " Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. ..." "Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел".  

Б) сравнения: "Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления". "Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу". " Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож".  

В) контекстные синонимы: "Это был кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит".  

Г) эпитеты: "дикими глазами", "с ужасающим воем", "зелёными нахальными глазами", "с отчаянным воплем"...

Д) контекстные антонимы: "от рассвета до темноты"

14. Фонетические особенности не выявлены.

Продолжение анализа смотри в комментариях. Сюда всё НЕ поместилось.







































(63.3k баллов)