по вопросу о тенденциях изменений и развития взгляды ученых расходятся. В экономической литературе сложилось несколько подходов к этой проблеме при рассмотрении ее в историческом плане.
Широко известным, в недавнем прошлом господствующим подходом к развитию экономики и общества был так называемый формационный подход. Он опирался на учение К.Маркса, который выделил три основные общественные формации как степени прогрессирующего развития общества.
Первая из них – архаичная – включает в себя первобытнообщинный и так называемый азиатский способы производства, их основой служат земледельческие общины с их самообеспечением. Вторичная формация, по К.Марксу, та, которая основывается на частной собственности. А третья историческая ступень – формация – коммунистическая, для которой характерно отсутствие господства частной собственности. В следующей же эпохе свободное развитие всех и каждого, по Марксу, должно стать проявлением общего гуманизма.
На основе такого формационного подхода в литературе выделились затем пять способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. В них различались, прежде всего, способы соединения средств производства с рабочей силой.
В современных условиях популярность и значимость формационного подхода снизились, в частности, из-за того, что не все регионы и страны прошли через все названные этапы.
Ещё один подход в западной литературе получил название "стадийный".
Он связан с работами американского экономиста У.Ростоу, который на основе разного уровня производительных сил различает следующие типы экономических систем:
· традиционное общество (с низкой производительностью труда);
· переходное общество (с развитием ремесла и появлением науки идет переход к индустриальной экономике XVII-XVIII вв.);
· экономика типа "сдвиг" (значительный рост производительности труда, развитие связи, транспорта);
· тип "экономической зрелости" (быстрое развитие всех отраслей экономики, рост её экономической эффективности);
· экономика массового потребления (ведущее положение маркетинга и отраслей потребительского назначения).