В Минусинской котловине еще в бронзовом веке появились предпосылки для появления предгосударственной организации. На государственное наследие енисейских кыргызов претендуют два тюркоязычных народа: хакасы и киргизы. В Синь-Таньшу и тексте памятника Кюль- тегину о кыргызах-гяньгунях говорится как о малочисленном народе. Этноним «кыргыз» считается экзоэтнонимом, поэтому в енисейских надписях этот термин никогда не встречается. Енисейские кыргызы, разгромив своих врагов - древних уйгуров, выходят в степи Центральной Азии и начинают подчинять своей власти древнетюркские и телеские племена. Титул государя «древних хакасов» Ажэ Л. Р. Кызласов отнес к самодийской лексике: ассе - «отец страны». Период IX-X вв. академик В. В. Бартольд назвал «кыргызским великодержавием». Обычно утверждается, что енисейские кыргызы, в отличие от степных предшественников, после разгрома своих противников не распространились по территории Центральной Азии. Политическая история Кыргызского каганата прекрасно вписывается в геополитическую модель окраинного преимущества Р. Коллинза. В эпоху Великодержавия существенно расширились границы каганата на востоке, севере, западе и, как было сказано, на юге. В державу кыргызов входила Ангкола, в этом названии можв кано увидеть Ангару. Население Кыргызского каганата платило налоги пушниной, соболями и белками. Кыргызский каган имел свое законодательство. За воровство полагалась смертная казнь. Кыргызское государство имело все признаки раннего государства. Это и развитая титулатура, показывающая наличие управленческого аппарата, и государственная религия в виде манихейских культов, и взимание ясака - налога, также своя письменность.