Обращаясь к ней, Бунин, с одной стороны, раскрывает наиболее существенные стороны жизни героев, выявляет зависимость их характеров от обстоятельств взросления. С другой, - он неоднократно возвращается к детству как к символу чистоты, нежности и бескорыстия. Тема детства приобретает у него метафорически-аллегорическое звучание. Это позволяет говорить о том, что писатель создает особый образ детства, реалистический и трагический, с одной стороны, высокий, романтический, жизнеутверждающий, - с другой.
Бунин хорошо знал детей, много и пристально наблюдал за ними, создавал произведения о них и для них, но главным источником его произведений о детях были впечатления собственного детства.
Бунин нигде - ни в дневниках, ни в письмах - ни разу не обмолвился о том, что он писал специально для детей. Нет об этом упоминаний и у людей, близко знавших писателя. Очевидно тема детства и образы детей не выделялись в творческом сознании художника в какую-то отдельную категорию, а мыслились как обычный во всем творчестве тематический пласт, с которым он связывал нравственные, этические и философские проблемы своих произведений независимо от их адресата.
И, тем не менее, если вычленить бунинские произведения о детях и для детей в отдельный хронологически построенный ряд, создается удивительная картина большой детской литературы, созданной настоящим мастером. С полным правом можно сказать, что Бунин обогатил русскую детскую литературу произведениями, вошедшими в ее золотой фонд.