Одной из основных задач в построении
нового общества была задача воспитания человека. В сентябре 1918 г. началась
реорганизация системы народного образования. Была отменена плата за обучение,
организована трудовая школа из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года.
В 1920 г. была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.
В 1930 г. было введено всеобщее начальное
образование. Новая школа организовывалась на дореволюционных традициях. В сфере
образования запрещались все эксперименты, оно проводилось на основе строгой
дисциплины и расписания.
Изучали историю страны, гуманитарные и
точные дисциплины. Учебники составлялись в соответствии с государственным
стандартом. Декретами СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. учреждена начальная
школа (1-4-е классы), неполная средняя школа (1-7-е классы), средняя (1-10-е
классы). Идеологическое руководство осуществляли опытные партработники и
комсомольцы.
Техническая революция на производстве
потребовала увеличения числа грамотных специалистов. В 1933-1937 гг. для
повышения образовательного уровня работников были созданы системы рабочих школ
и профессиональных курсов.
Открывались технические и
сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без
отрыва от производства. Применялась практика получения образования молодежью,
не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах.
Революция и гражданская война нанесли
огромный ущерб культуре — погибли или эмигрировали тысячи деятелей культуры и
просто образованных людей. Общий культурный уровень понизился. И все же
большевики взяли курс на ликвидацию безграмотности (ликбез) в народе. В
университеты одно время принимали без экзаменов. Началось экспериментаторство в
школе. Но в 30-х гг. в школу вернулась строгая дисциплина.Увеличились затраты
на образование.