Вто же время накопилось значительное число проблем, требующих своего разрешения.Первый вопрос, на который необходимо ответить: что такое древнерусский город?При всей своей «очевидности» ответ на него вовсе не так прост, какможет показаться на первый взгляд. Если исходить из этимологии слова«город» (родственное «жердь»), то следует признать, что этопрежде всего огороженное (укрепленное) поселение. Однако этимологический подходдалеко не всегда может удовлетворить историка. Он фиксирует лишь наиболеераннюю стадию истории слова, но ничего не может сказать о том, что жесобственно называлось городом в более позднее время. Действительно, «городом»в древнерусских источниках до XVIв. назывались огражденные населенные пункты и крепости, независимо от их экономического значения. В более позднее время так стали называться ремесленно-торговые поселения и крупные населенные пункты (при всей нечеткости определения«крупные»), независимоот того, имели ли они крепостные сооружения или нет. Кроме того, когда речь заходит об историческом исследовании, в нем под термином «город» имеется в виду не совсем то (а иногда и совсем не то), что подразумевалось под этим словом в Древней Руси.
Чтоже называют древнерусским городом современные исследователи? Приведу некоторыетипичные определения:
«Городесть населенный пункт, в котором сосредоточено промышленное и торговоенаселение, в той или иной мере оторванное от земледелия».
«Древнерусскимгородом можно считать постоянный населенный пункт, в котором с обширнойсельской округи- волости концентрировалась, перерабатывалась иперераспределялась большая часть произведенного там прибавочногопродукта».
Заметим,насколько такие представления соотносятся с тем, что называли городом в ДревнейРуси, — точно не известно. Решение этой проблемы, как уже отмечалось, затрудняетсянеоднозначностью понятия город в Древней Руси.
Термином«город» в Древней Руси обозначалось вообще укрепленное, огражденноепоселение, вне зависимости от его экономического характера — был ли это город всобственном смысле слова — значительный ремесленно-торговый центр, илинебольшая крепостица с военным гарнизоном, или старое укрепленное поселениедофеодальной поры".
Такоерасхождение в определениях серьезно затрудняет использование информации огородах, почерпнутой из древнерусских источников, поскольку требуетпредварительного доказательства, идет ли речь в данном конкретном случае огороде в «нашем» смысле слова (точнее в том смысле, которыйвкладывается в этот смысл данным исследователем). Вместе с тем становится подвопрос принципиальная возможность выработки универсального определениядревнерусского города.
Всоветской историографии, опиравшейся на марксистскую теорию, появление городовсвязывалось с отделением ремесла от земледелия, т.е. с так называемым вторымкрупным разделением труда (Ф. Энгельс). Прочие факторы, если и учитывались,ставились в подчиненное положение. Им уделялось гораздо меньше внимания приобъяснении формирования такого типа поселений. В качестве примера приведувысказывание М.Н.Тихомирова, весьма характерное именно для такого подхода:
Настоящейсилой, вызвавшей к жизни русские города, было развитие земледелия и ремесла вобласти экономики, развитие феодализма — в области общественныхотношений". Правда, одновременно с этим исследователи часто подчеркивали,что «само возникновение русских городов имело различную историю >>.
Впоследнее время все больше внимания обращается на то, что происхождение иособенности жизни древнерусского города не могут объясняться сугубоэкономическими причинами. В частности В.П.Даркевич считает, что:
объяснениепоявления раннесредневековых городов на Руси в итоге общественного разделениятруда – пример явной модернизации в понимании экономики того времени, когдагосподствовало натуральное хозяйство. Продукты труда производятся здесь дляудовлетворения потребностей самих производителей. Товарное производствонаходится в зачаточном состоянии. Внутренние местные рынки в эпоху становлениягородов на Руси еще не получили развития. Господствует дальняя международнаяторговля. Затрагивавшая лишь верхи общества>>.
Подвергаетсясомнению и жесткое противопоставление города и села в Древней Руси. При этомподчеркивается роль агрикультуры в городе, жители которого (как, впрочем, изападноевропейские горожане) „вели полукрестьянское существование изанимались разнообразными промыслами, как свидетельствуют археологическиематериалы: охотой, рыболовством, бортничеством.