Внутренняя и внешняя политика казахских ханов в XVII - первой трети XVIII вв.: Казахстан в XVII в. был политически раздробленной страной. Между казахскими жузами не сложилось устойчивых экономических и политических связей. Особенно слабы были связи Младшего и Среднего жузов со Старшим.
Экономическая отсталость Казахского ханства, господство натурального хозяйства, отсутствие внутреннего рынка, упадок городов на юге Казахстана - все это обуславливало невозможность объединения казахских земель в централизованное государство, преодоления раздробленности.
Феодальные усобицы усилились в первой четверти XVII в. Хотя наследовавший Тевеккелю хан Есим (1598 - 1628) заключил с Бухарой мир. Отдельные крупные казахские султаны стали фактически независимыми от хана Есима. Особенно выделялся среди них Турсун-Мухаммад. Он объявил себя ханом в Ташкенте и в знак самостоятельности своего правления стал чеканить там собственную монету и собирал с населения «бадж и харадж» (пошлину и поземельный налог).
Хан Есим на какое-то время вынужден был смириться с действиями Турсун-хана и даже предпринять вместе с ним несколько походов, направленных против мятежного казахского султана Абулая. Отношения двух казахских ханов между тем постепенно обострялись и доходили до военных столкновений. Вражда двух ханов окончилась гибелью Турсун-Мухаммада от руки Есим-хана.
После Есим-хана положение Казахского ханства еще более ухудшилось, ширились феодальные усобицы, джунгары на время захватили часть Семиречья, подчинив кочевавших здесь казахов и киргизов. Хотя бухарские войска заняли Ташкент и теснили казахов, одному из казахских ханов Джангиру удалось убедить бухарского правителя в необходимости военного союза для борьбы с джунгарами. Большую часть своей жизни Джангир был занят отражением набегов джунгаров, в ходе борьбы с которыми он погиб.
В 1680 г, престол ханства перешел к сыну Джангира, хану Тауке (1680 - 1718). Новый хан стремился укрепить свою власть с помощью такой социальной опоры, как бии, составлявшие значительную группы феодального класса. Окружив себя биями, Тауке повел борьбу против старой именитой знати, которая была носительницей сепаратистских тенденций и открыто выступала против ханской власти.
Хан Тауке примерно в 1987 - 1688 гг. вел переговоры с бухарским ханом Субханкули по поводу Ташкента и даже попытался взять город. В Присырдарье ханская власть Тауке была прочной, и Туркестан был его столицей, о которой не раз сообщали русские послы в своих донесениях.
Историческое значение деятельности Тауке-хана: Значительная группа казахских феодалов во главе с ханом Тауке была заинтересована как в развитии среднеазиатско-русской торговли, так и в военно-политической поддержке России. Но этому мешала враждебная Тауке группировка казахских феодалов, стремившихся к ослаблению ханской власти.
И все же Тауке продолжал настойчиво добиваться русско-казахского сближения. Только в 1686 - 1693 гг. он отправил в Россию пять посольств с важными дипломатическими поручениями. Несмотря на трудности, мирные отношения между Россией и Казахским ханством в целом сохранялись.
Выступление в 1698 г. Джунгарского хунтайджи Цеван-Рабтана против Тауке положило начало новой полосе вооруженных столкновений между джунгарскими и казахскими феодальными владетелями. С этого времени экспансионистская политика Джунгарии постепенно превратилась в главную опасность для казахского народа, что ускорило сближение Казахского ханства с Россией, которая была единственной серьезной силой, способной поддержать казахский народ и спасти его от порабощения.