Вот этот большой текст, нужно сократить по максимуму чтобы уместить в презентацию. Помогите плиз))
Слов так 50-70!
Опрашивая учащихся нашей школы, я узнал, что число π встретится мне на уроках геометрии, при изучении тригонометрии, физики. Учителя биологии, географии, физики рассказали мне о некоторых интересных фактах использования загадочного числа π.
Ученые с давних пор пытались создать классификацию рельефа земной поверхности, привести ее в единую систему, которая удовлетворяла бы разных специалистов, изучающих нашу планету с различных точек зрения. Однажды за эту работу взялся кандидат географических наук В. Пиотровский. Он исходил из принципа, что все «построенное» на Земле природой — равнины, холмы, предгорья, горы, подводные валы и глубоководные желоба — следует не разделять, а, напротив, объединять.
Основой новой классификации стали размеры форм рельефа — длина, ширина и высота. Работа эта продолжалась весьма длительное время, так как требовалось провести тысячи и тысячи замеров. Когда измерений набралось достаточно, пришло время выстроить их «по росту» — сначала мельчайшие формы, например водяная рябь, окаменевшая на песке, потом та же рябь, но повыше, и т.д. — от «букашек» к великанам — к горным цепям Кавказа и Гималаев.
Первые результаты обнаружились почти сразу. В частности, была установлена определенная «дискретность», что позволяло классифицировать рельеф в 15 порядков. Это относится как к песчаной ряби, длина которой составляет 10 см, так и к тектоническим структурам длиной 1000 км (первый и последний порядки). Мало того, в этом морфометрическом ряду проглядывалась еще одна странность: все структуры рельефа Земли — от мелких до гигантских — связаны между собой через число π, равное 3,141... Это положение, как ни странно, касалось также и ширины, и высоты, и глубины, и даже площади рельефа и всех тектонических структур.
Рассматривая первую половину морфометрического ряда, обращаешь внимание, что рябь в окаменелом песчанике, дюны, барханы — все эти структуры очень напоминают «застывшие волны», которые образовались в результате воздействия определенных закономерностей, вызываемых волновыми процессами.
В. Пиотровский предположил, что рассматриваемый им ряд должен быть как-то связан с радиусом Земли. Не могли же волны распространяться только по поверхности. Возможно, что волны пришли из глубин земного шара и были кратны его радиусу?.. Учитывая, что в ряду представлены только половины волн (целая волна — это горный хребет и соседний с ним прогиб), В. Пиотровский величину радиуса Земли поделил на число л, затем полученный результат снова поделил на число л и т.д. Эта последовательность расчетов позволила ему получить колонку цифр, которая полностью совпала с морфологическим рядом. По этому вопросу В. Пиотровский писал следующее:
«...Тектонические структурные формы, образующиеся в земной коре и выраженные на ее поверхности в виде форм рельефа, развиваются в результате каких-то общих процессов, происходящих в теле Земли, они пропорциональны размерам Земли и связаны с ее физическими свойствами. Наиболее вероятно, что такими процессами можно считать периодические деформации — колебания или «волны», возникающие в теле Земли под действием различных причин: силы притяжения Луны и Солнца, изменений скорости вращения вокруг оси нашей планеты, изменений атмосферного давления и т.д.»
Следующие расчеты В. Пиотровского касались уже земных недр. Раз волны оставляют ясные следы на поверхности Земли, то и в недрах они должны быть каким-то образом отмечены. Проверка морфологического ряда, вычисленного делением радиуса Земли на число Пи, осуществлялась как сверху вниз, то есть от поверхности Земли к ее центру, так и наоборот, от центра Земли к ее поверхности и далее в космос. Таким образом, автор
рассматриваемой гипотезы вычислил границы земного ядра, поверхность литосферы, внутренний радиационный пояс планеты. Совпали также границы магнитного поля и внешнего радиационного пояса Земли. Таким образом, число пи доказало на конкретных примерах свою вездесущность в недрах и на поверхности нашей планеты, а также в околоземном космосе.[4]
Загадка числа ПИ в конце 1970г. заинтересовала ленинградского инженера А.Снисаренко. Он попытался выявить связь числа с планетарными расстояниями в Солнечной системе.