Важное значение имеет еще одно достижение Аристотеля - знаменитое противопоставление им экономики и торгового капитала, и осуществление тем самым первой в истории науки попытки анализа капитала. Для его анализа он даже вводит новый термин «хрематистика». Под хрематистикой Аристотель понимал «деятельность, направленную на извлечение прибыли, на накопление богатства, в отличие от экономики - как деятельности, направленной на приобретение благ для дома и государства» Потапова И. С. История экономических учений. - М., 1998. С. 60..
Следует указать, что идеалом Аристотеля было полунатуральное рабовладельческое хозяйство. Проблемы такого хозяйства он и обозначал (как и Ксенофонт) словом «экономика». Для Аристотеля экономика -- это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов, потребительных стоимостей. Она включает и обмен, однако опять-таки лишь в рамках, необходимых для удовлетворения личных потребностей. Пределы этой деятельности тоже естественны: это разумное личное потребление, человека.
Хрематистика - это «искусство наживать состояние», т. е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, на накопление богатства, особенно в форме денег. Иначе говоря, хрематистика - это «искусство» вложения и накопления капитала.
Промышленный капитал отсутствовал в античном мире, но немалую роль уже играл торговый и денежный (ростовщический) капитал. Аристотель считал все это противоестественным, но он был достаточно реалистичен, чтобы видеть невозможность чистой «экономики»: «к сожалению, из экономики непрерывно вырастает хрематистика»22 Аристотель Никомахова этика. - М, 1992. С. 99.. Это - правильное наблюдение: говоря современным языком, из хозяйства, где продукты производятся как товары - для обмена, неизбежно вырастают капиталистические отношения.
Необычайную трансформацию претерпела идея Аристотеля о естественности экономики и противоестественности хрематистики. В средние века ученые-схоласты вслед за Аристотелем осуждали ростовщичество, а отчасти и торговлю, как «противоестественный» способ обогащения. Но с развитием капитализма все формы обогащения стали казаться естественными, допускаемыми «естественным правом». На этой основе в XVII и XVIII вв. в социально-экономической мысли возникла фигура homo оесоnomicus - экономического человека, мотивы всех действий которого могут быть сведены к стремлению обогащаться. Адам Смит объявил, что экономический человек, стремясь к своей выгоде, одновременно действует на пользу общества, и так вырастает лучший из известных Смиту миров -- буржуазный мир. Для Аристотеля выражение homo oeconomicus могло бы означать нечто прямо противоположное - человека, стремящегося к удовлетворению своих разумных потребностей, отнюдь не беспредельных. А эту гипотетическую фигуру без плоти и крови -- героя экономических сочинений времен Смита, ему, очевидно, пришлось бы назвать homo chrematisticus.