Интересна история написания «Реквиема» . Незадолго до смерти Моцарта посетил некий таинственный незнакомец во всем черном и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу) . Как установили биографы композитора, это был посланец графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха, решившего выдать купленное сочинение за собственное. Граф был музицирующим дилетантом, любившим исполнять у себя во дворце силами своей капеллы чужие произведения под видом собственных, а реквием он задумал отслужить по своей покойной жене [Альфред Эйнштейн. Моцарт. Личность. Творчество. — М. : Издательский дом «Классика-XXI» 2007. С. 335.]. Моцарт погрузился в работу, но недобрые предчувствия не покинули его. Таинственный незнакомец в чёрной маске, «чёрный человек» неотступно стоит перед его глазами. Композитору начинает казаться, что эту заупокойную мессу он пишет для себя… Работу над незавершённым «Реквиемом» , по сегодняшний день потрясающим слушателей скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита» .
Реквием (KV 626) (лат. Requiem — траурная заупокойная месса) — последнее незавершённое произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал перед самой смертью — траурная заупокойная месса, написанная на канонический латинский текст. По сей день ведутся споры о том, какая в точности часть принадлежит Моцарту, а какая — Францу Ксаверу Зюсмайеру и Йозефу Айблеру, дописавшим произведение. Тем не менее, «Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений.
Реквием состоит из 14 частей в следующем порядке:
Introitus: Requiem aeternam (вечный покой) — хор
Kyrie eleison (Господи, помилуй) — хор
Секвенция Судный день:
Dies irae (день гнева) — хор
Tuba mirum (труба предвечная) — соло для сопрано, альта, тенора и баса
Rex tremendae majestatis (царь потрясающего величия) — хор
Recordare, Jesu pie (вспомни, Иисусе милосердный) — соло четырех голосов
Confutatis maledictis (посрамив нечестивых) — хор
Lacrimosa dies illa (слезный день) — хор
Offertorium:
Domine Jesu Christe (Господи Иисусе Христе) — хор и соло четырех голосов
Versus: Hostias et preces (Жертвы и мольбы) — хор
Sanctus:
Sanctus (свят) — хор и соло
Benedictus (благословен) — соло четырех голосов, затем хор
Agnus Dei (Агнец Божий) — хор
Communio:
Lux aeterna (вечный свет) — хор
Во второй половине XX века была создана альтернативная редакция Ричарда Мондера, попытавшегося «очистить» музыку Моцарта от правок и фрагментов Эйблера и Зюсмайера. В частности, совершенно иное звучание приобрела Lacrimosa. Кроме того, Мондер включил в состав Реквиема Amen, не использованный Зюсмайером (этот фрагмент следует за Lacrimosa). Эта версия записана, в частности Кристофером Хогвудом.