Стихотворение «Лето» Ф.И. Тютчева является одним из не самых известных стихотворений автора, хотя по своему слогу, идее не уступает другим его произведениям.
Наверное, так произошло, потому что сам Тютчев не писал его для широкой публики. Оно создавалось для Эрнестины Пфеффель, будущей второй жены поэта. Строки стихотворения посылались в письмах к возлюбленной. Так Федор Иванович выражал свое восхищение этой женщиной и порой лета, во время которого он ее встретил. Постепенно в сознании поэта строки сложились в стихотворение, но долгое время автор скрывал произведение, храня его лишь в собственном сознании, а затем подарив начальные строки из него Эрнестине написанным на листе бумаге на одном из свиданий.
Дело в том, что на момент знакомства с Эрнестиной поэт был женат на графине Ботмер, в этом браке у него родились три дочери. Увлеченность Тютчева Эрнестиной однажды чуть не привела к смерти жены: узнав о свиданиях поэта с молодой девушкой в парке в течение всего лета, графиня пыталась свести счеты с жизнью. После этого случая Тютчев стал более внимательным, хотя и не бросил Эрнестину. После кончины первой жены, Тютчев и Эрнестина обвенчались. Спустя несколько лет стихотворение обрело окончательную форму и появилось в печати.
Стихотворение наполнено восхищением ярким временем года – летом, с его теплом, буйством красок, переливами звуков. Но поэт здесь восхищается не только пейзажной красотой. Он восхищен собственными чувствами, он безумно рад встрече «ни с того, ни с сего», этакому подарку судьбы. Но заканчивает стихотворение автор с ноткой пессимизма, упоминая, что девичья краса, которая сегодня поражает и будоражит чувства спустя годы может кануть в Лету, а может и попросту надоесть, тому, кто когда-то восхищался ей.
В этом Тютчев стал своеобразным предсказателем: спустя годы, уже находясь в официальном браке с Эрнестиной, поэт увлекся молоденькой Еленой Денисьевой и фактически жил на две семьи. Причем бывший предмет обожания Эрнестина была лишь способом существования: Тютчев жил за ее счет, а все восхищенные фразы поэт стал дарить новой Музе.