Повествование начинается с описания возвращения
Слепцова из села. В данном тексте присутствует объективный
повествователь. Повествователь все знает о герое, его взгляд как бы
сверху: «Когда на следующее утро, после ночи, прошедшей в мелких нелепых
снах, вовсе не относившихся к его горю, Слепцов вышел на холодную
веранду, так весело выстрелила под ногой половица, и на беленую лавку
легли райскими ромбами отраженья цветных стекол». Автор-демиург в этом
тексте, он знает каждую деталь, происходящую с героем. Он знает о всех
действиях героя. О внутренних переживаниях повествователь тоже знает, и
он с точностью передает поток сознания Слепцова: «А я умру – конечно.
Это так просто. Сегодня же…».Главный герой произведения – Слепцов. Он
потерял сына. Сын, видимо, был единственным близким человеком,
единственным утешением, надеждой. Оттого–то и удивляется Слепцов тому,
что «сам он ещё жив», ведь гроб был наполнен «его жизнью».Систему
персонажей можно представить в следующем виде:Девушка из дневника- СЫН
=> СЛЕПЦОВ <= БАБОЧКА -ИванОсновополагающий принцип этой системы
следующий: эта система отражает тему жизни и смерти. Слепцов – главный
герой произведения. Он стоит между этими двумя явлениями и ему предстоит
сделать выбор. Сын – отражение линии смерти, бабочка – жизни. Можно
сказать, что он стоит между двух огней.Фабула данного произведения
напоминает фабулу «Легкого дыхания» Бунина. Повествование начинается с
«конца», т.е. сначала мы узнаем отца, видим, что он чем-то озабочен, но
лишь потом узнаем о причине его переживаний (лишь во второй главе), в
третьей главе узнаем о переживаниях сына, а в четвертой главе снова
возвращаемся к переживаниям отца. Но в «Легком дыхании» такая фабула
необходима для того, чтобы ощутить это легкое дыхание. В данном
произведении, если поменять события местами, то будет описана не жизнь
Слепцова, а жизнь самого мальчика, его смерть и реакция отца. Нам же,
благодаря такой фабуле, удается увидеть лишь реакцию отца, которая,
безусловно, является главным элементом в тексте.Обычная фабула =>
жизнь мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, переезд в
Петербург, смерть, горе отца, похороны мальчика в деревне.Перевернутая
фабула => горе отца, жизнь мальчика в деревне, переезд в Петербург,
смерть, похороны мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, горе
отца.Не виден замысел автора при обычной фабуле. Внутренний конфликт
героя (Слепцова) и является в рассказе Набокова сюжетообразующим. Т.о.
автор «перевернул» фабулу, чтобы показать главный конфликт.Автор
разделил свой рассказ на четыре части, каждая из которых означает
ступень: с каждым шагом Слепцов приближается к нервному срыву – обрыву,
бездне. С каждой главой нарастает драматизм повествования. За четыре
главы успевают пройти целые сутки: 1 глава – ночь, 2 – утро, 3 – день
(«после обеда»), 4 – ночь. За сутки Слепцов успел и подумать о смерти
всерьез, и принять новую жизнь.