Ровно неделю назад для 371-го выпускника Кронштадта прозвенел последний звонок. А в день выхода этого номера «КВ» позади у наших одиннадцатиклассников будет и первый выпускной экзамен - единый государственный по русскому языку. Тот самый страшный ЕГЭ, о котором так долго (весь последний год) говорили им учителя. Такова судьба еженедельника - в отличие от ежедневных изданий и ТВ, мы постоянно отстаем от жизни, и, если событие происходит в день выхода или в последние дни верстки газеты, это отставание максимальное - неделя и более того. И тогда мы, чаще всего, просто не возвращаемся к ушедшему событию, что называется, «проехали». К последнему звонку решили всё-таки вернуться. Но не в жанре привычного репортажа о праздничном событии, а в форме некоего послесловия к нему.
«Последний звонок» - грустный праздник, как любое прощание и любое расставание. И пусть ребята хорохорятся и веселятся, всем своим видом показывая, как надоела им «эта школа» и как они рады сказать ей сегодня свое последнее «прощай», мы то с вами знаем, что в глубине души им очень грустно расставаться и с детством, и со школой, и с учителями, а главное - очень тревожно. Ведь абсолютно же неизвестно - что там ждет впереди?
Последний звонок
Меняются реалии современности, обыгрываемые в прощальном спектакле, меняются песни, к которым придумываются новые слова, сменяют друг друга исполнители, но из года в год сценарий остается неизменным: торжественный вход в зал 11-х классов, поздравление от десятиклассников, подхватывающих эстафету самых старших в школе, приветствие от самых младших с трогательными сувенирами на память, прощальное выступление выпускников, цветы и слова благодарности учителям и, наконец, апофеоз торжества - последний звонок. Это не консерватизм - это традиция. А школа, как известно, сильна именно своими традициями. Попробуйте внести в этот традиционный сценарий какие-либо авангардные перемены, и школа, скорей всего, их отторгнет как нечто инородное. Потому что «Последний звонок» - это даже больше, чем традиция - это ритуал. Ни убавить - ни прибавить здесь ничего нельзя. Потому что каждый год всё происходит впервые и единственный раз в жизни. Впервые для главных виновников торжества - выпускников.
В 423-й звенит последний звонок для выпускников 2006 года. Всё происходит по традиционному сценарию. Но, естественно, каждый год вносит свои коррективы. Нынче просто великолепны десятиклассники - артистичны, изобретательны, талантливы. В спектакле выпускников чувствуется профессиональная режиссура - ребятам помогал актер Театра Балтийского флота Федор Копосов (по совместительству - супруг классного руководителя 11-А). А слова директора Светланы Алексеевны Рыкиной о том, с какой замечательной школой прощаются сегодня одиннадцатиклассники, подтверждает переходящий кубок за победу в районном олимпиадном движении, только что полученный 423-й.
У этой школы есть одна, очень важная, на мой взгляд, особенность - здесь теплая, почти домашняя атмосфера и добрые, доверительные отношения между учителями и учениками. Наверное, это тоже традиция. Или, быть может, статус школы русской духовной культуры к этому обязывает? К добру, пониманию, душевности?…
На празднике последнего звонка эта теплота и эта доверительность были ощутимы как-то особенно явно...
О «детях стабильности»
В последнем номере «АиФ» (петербургская вкладка) обозреватель Лев Лурье назвал нынешних выпускников «детьми стабильности». Они родились в 1989-м или в 1988-м еще в советском городе Ленинграде. А когда им исполнилось два или три года, пала советская власть. Они не помнят такой страны - СССР, они не были ни пионерами, ни октябрятами. По словам Лурье, «нынешние старшеклассники выглядят гораздо более благополучными и умиротворенными, чем те, чье отрочество пришлось на бурные 90-е. Они жили в условиях определенности, их не коснулся стресс, пережитый родителями при переходе от социализма к капитализму…». И так далее…
Даже оторопь берет от этих «благополучных» слов. Неужели автор забыл о дне 1 сентября 2004 года, когда нынешние выпускники шли в свой 10-й класс? О тех трех днях в Беслане, которые потрясли мир и покрыли позором государство, не сумевшее защитить своих несчастных детей. Забыл о дне 3 сентября, который объявлен в России Днем памяти по жертвам Бесланской трагедии. Можно ли жить с ощущением стабильности в стране, где захват в заложники школьников и женщин с младенцами стал методом политического давления? Где учебный год начинается с минуты молчания?