1. Москва — духовный центр Руси. Русские люди восприняли монгольское разорение как Божье наказание за грехи. Русская церковь, хоть и была освобождена от уплаты дани, тоже испытала на себе ордынский гнёт. Ханы выдавали митрополитам ярлыки, в которых объявляли о дарованных привилегиях. Таким образом, иерархи всё же зависели от ханской милости. Церковь не призывала к открытой борьбе с Ордой, считая её власть неизбежным злом, но она поддерживала единство Руси. Общность веры сплачивала русских людей, помогала им легче переносить невзгоды и с надеждой смотреть в будущее.
Разгром и запустение Киева, тяжёлое положение южнорусских земель привели к тому, что церковный центр переместился на северо-восток Руси. Поэтому в 1299 году киевский митрополит Максим перенёс свою резиденцию из опустевшего Киева во Владимир. Владимир стал новым духовным центром Руси.
В начале XIV века большую роль в церковной жизни играл митрополит Пётр. Он поддерживал московского князя Ивана Калиту и подолгу жил в Москве. Митрополит считал, что Москву следует превратить в центр русского православия. Именно при Калите в Кремле возвели первые каменные храмы — Успенский и Архангельский соборы. До наших дней они, к сожалению, не сохранились.
Их строительство имело огромное значение, ведь главным храмом Владимира тоже был Успенский. Получалось, что традицию подхватила Москва. Тем самым утверждалась преемственность власти от великих владимирских князей к московским.
Митрополит Пётр. Икона. Иконописец Дионисий. XV в.
Церковное облачение митрополита Петра
Поддержка митрополита Петра много значила для Калиты. После смерти митрополита московские князья добились признания его местнопочитаемым святым. Русские люди верили, что теперь у Московского княжества появился первый небесный заступник.
Митрополита Петра похоронили в Успенском соборе Московского Кремля. Преемники Петра сделали своей резиденцией Москву.
В первой половине XIV века Москва становится церковной столицей Руси. Русские митрополиты поддерживали московских князей, обеспечивая успех их политики. В свою очередь, и князья были заинтересованы в союзе с Церковью, преследуя свои интересы.
1. Какие признаки, по вашему мнению, отличают город как духовный центр государства? Какой город играл такую роль в Древней Руси?
2. Как вы думаете, почему Москва при Иване Калите показалась митрополиту Петру достойной стать церковной столицей Руси?
2. Сергий Радонежский. Большую роль в возрождении Руси сыграли монастыри. Нередко они возникали в далёких, глухих местах и становились центрами освоения новых земель. Монастыри являлись очагами культуры. В них хранились книги, велась их переписка, создавались новые произведения. Вокруг монастырей развивалась хозяйственная жизнь. Князья жаловали монастырям земли. Монастырские крестьяне возделывали пашню, пасли скот, занимались промыслами.
Как церковные учреждения монастыри в меньшей степени ощущали ордынский гнёт. Они могли сохранить себя от татарских набегов, княжеских усобиц. Но это не значит, что монахи вели праздную и лёгкую жизнь. Напротив, в XIV веке большое распространение в среде монашества получили строгость поведения и аскетизм, приверженность твёрдым правилам монастырского общежития.
Монастырь в Московской Руси. Художник А.М. Васнецов
Какие монастырские постройки уже возведены? Какими работами заняты иноки и монастырские крестьяне на этой картине?
Наиболее ярким и почитаемым среди настоятелей русских монастырей являлся Сергий Радонежский, в миру Варфоломей (ок. 1322-1392). К северо-востоку от Москвы в глухих лесах он основал знаменитый Троицкий монастырь, ставший подлинным центром русской духовности (см. с. 184).
Сергий Радонежский прославился своей праведностью, добродетельностью. Он призывал людей к неустанному труду, осуждал стремление к наживе и дурные наклонности. Всю жизнь он посвятил служению Богу и людям. Постоянно трудился, в быту довольствовался малым. Презирал тягу к материальным благам, душа его в молитвах устремлялась к Богу.
Русские люди видели в нём своего заступника, пример подлинно христианской жизни.
Сергий Радонежский. Покров. Шитьё. XV в. Фрагмент
Князья нередко просили совета у мудрого старца. И Сергий благословлял их на правые дела. Особое место в биографии Сергия занимает эпизод, в котором ярко проявилась его патриотическая позиция. В августе 1380 года великий князь Дмитрий, нуждаясь в моральной поддержке и благословении на борьбу с врагами, отправился к Сергию. Великий старец не только ободрил князя и предрёк ему победу, но даже отправил с ним двух своих монахов, Пересвёта и Ослябю. Это означало, что самый авторитетный в то время церковный деятель признал войну с Ордой священным долгом христиан.