Историко-политической подоплекой сказа было крепостное право. Рудничных мастеров секли, заставляли работать по барской прихоти денно и нощно, платили копейки, а за нерадивость могли выпороть или сослать в забой на верную смерть. Крепостные дети работали с измальства, отдавались в учение к мастерам, терпели тычки и побои за провинности.
Проблема крепостных мастеров заключалась в том, что спеша сделать работу в указанный срок, они были лишены времени на творческий поиск. Они, ограниченные во времени и материале, творили, валясь с ног от усталости, жертвовали здоровьем, а результатом труда оставались недовольны. Богато - не всегда красиво, изысканно - не всегда с душой. Именно познать всю силу камня, раскрыть его душу, отправился Данила-мастер в чертоги Хозяйки Медной горы.
И, конечно, любовь. Редко женился крепостной человек по любви. Жизнь могла развести влюбленных нуждой, прихотью хозяина, смертью. Жениться подмастерье мог лишь "встав на ноги" - получив звание мастера. Это давало ему возможность и избу поставить, и денег для семьи заработать. А Данила все откладывал женитьбу, не чувствуя себя подлинным мастером без познания всей силы и красоты силы Каменного цветка.