Составьте учебное сообщение об осложнённом предложении с примерами,8 класс

0 голосов
47 просмотров

Составьте учебное сообщение об осложнённом предложении с примерами,8 класс


Русский язык (14 баллов) | 47 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Ослож­не­ние пред­ло­же­ния воз­ни­ка­ет тогда, когда в пред­ло­же­нии есть члены пред­ло­же­ния или дру­гие эле­мен­ты, не яв­ля­ю­щи­е­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния, ко­то­рые ре­аль­но или по­тен­ци­аль­но тре­бу­ют по­ста­нов­ки от­де­ля­ю­щих или вы­де­ля­ю­щих зна­ков пре­пи­на­ния (за­пя­тых, тире, ско­бок).

Ослож­ня­ют пред­ло­же­ние:

од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния:

Вдали от по­ду­шек, перин, рас­кла­ду­шек, кро­ва­тей сижу на за­ня­тьях. – пред­ло­же­ние ослож­не­но од­но­род­ны­ми до­пол­не­ни­я­ми по­ду­шек, перин, рас­кла­ду­шек, ди­ва­нов, кро­ва­тей.       

Пред­ло­же­ние может быть ослож­не­но раз­лич­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, ко­то­рые об­ла­да­ют от­но­си­тель­ной смыс­ло­вой са­мо­сто­я­тель­но­стью. Она под­чер­ки­ва­ет­ся ин­то­на­ци­ей, а на пись­ме пе­ре­да­ет­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния, к ним от­но­сят­ся

*опре­де­ле­ния, вы­ра­жен­ные при­част­ны­ми обо­ро­та­ми:

Ис­то­рия, рас­ска­зан­ная Юлей, ка­за­лась неправ­до­по­доб­ной.

*обособ­лен­ные об­сто­я­тель­ства, вы­ра­жен­ные де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми:

До­едая с мас­лом булку, бра­тья шли по пе­ре­ул­ку.

И од­но­род­ные, и обособ­лен­ные члены син­так­си­че­ски свя­за­ны с дру­ги­ми сло­ва­ми в пред­ло­же­нии. Но бы­ва­ет так, что пред­ло­же­ние ослож­ня­ет­ся эле­мен­та­ми, ко­то­рые не имеют син­так­си­че­ских свя­зей с дру­ги­ми сло­ва­ми в пред­ло­же­нии или с ка­ки­ми-то его ча­стя­ми. К таким эле­мен­там от­но­сят­ся ввод­ные слова и пред­ло­же­ния:

Вы, ко­неч­но, зна­е­те, вы, несо­мнен­но, зна­е­те, что на небе вме­сто солн­ца скоро будет ко­ле­со?

– пред­ло­же­ние ослож­не­но двумя ввод­ны­ми сло­ва­ми: ко­неч­но и несо­мнен­но.         

Об­ра­ще­ния тоже не имеют син­так­си­че­ских свя­зей с дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния и сами чле­ном пред­ло­же­ния не яв­ля­ют­ся.

Дру­зья мои, пре­кра­сен наш союз! – пред­ло­же­ние ослож­не­но об­ра­ще­ни­ем дру­зья мои.

Ослож­ня­ет пред­ло­же­ние пря­мая речь, при этом она тоже не имеет син­так­си­че­ской связи с пред­ло­же­ни­ем, в ко­то­рое она встав­ле­на. Пря­мая речь ослож­ня­ет, так ска­зать, смысл пред­ло­же­ния и вы­де­ля­ет­ся ин­то­на­ци­ей и зна­ка­ми пре­пи­на­ния.

По­слал я при­гла­ше­ния:

«Се­год­ня, ровно в шесть,

С ужас­ным нетер­пе­ни­ем

Вас жду на День рож­де­ния...

Пирог клуб­нич­ный есть!».

соб­ствен­но пред­ло­же­ние со­сто­ит из трех слов: по­слал я при­гла­ше­ние, а осталь­ная его часть – это пря­мая речь, ко­то­раяослож­ня­ет пред­ло­же­ние, но не яв­ля­ет­ся его чле­ном.

Об­ра­ще­ние – это слово или сло­во­со­че­та­ние, на­зы­ва­ю­щее лицо, то есть че­ло­ве­ка или несколь­ко людей (реже – пред­мет), к ко­то­ро­му об­ра­ще­на речь:

Петя, ты сде­лал все уроки?

До­ро­гой Иван Ива­но­вич, по­здрав­ля­ем Вас с Новым годом!

Об­ра­ще­ние может сто­ять в на­ча­ле, се­ре­дине или конце пред­ло­же­ния, в речи оно про­из­но­сит­ся со зва­тель­ной ин­то­на­ци­ей.

Маль­чи­ки, пора ло­жить­ся спать.

Я прошу тебя, Соня, сходи в ма­га­зин.

До сви­да­ния, де­душ­ка.

Об­ра­ще­ние может со­сто­ять из од­но­го или несколь­ких слов.

Од­но­слов­ное об­ра­ще­ние вы­ра­жа­ет­ся су­ще­стви­тель­ным в име­ни­тель­ном па­де­же или любой ча­стью речи в функ­ции су­ще­стви­тель­но­го:

Анеч­ка, пиши мне по­ча­ще!

Про­во­жа­ю­щие, про­сим вас выйти из ва­го­на!

Неод­но­слов­ное об­ра­ще­ние вклю­ча­ет также за­ви­си­мые слова или меж­до­ме­тие о:

О ста­рый дом, увижу ль я тебя!

В раз­го­вор­ной речи об­ра­ще­ние может быть вы­ра­же­но су­ще­стви­тель­ным в форме кос­вен­но­го па­де­жа, если оно обо­зна­ча­ет при­знак того, к кому об­ра­ще­на ре­пли­ка:

Эй, с бо­ро­дой, вы те­ле­фон на столе оста­ви­ли!

В раз­го­вор­ной речи ино­гда встре­ча­ет­ся лич­ное ме­сто­име­ние в ка­че­стве об­ра­ще­ния:

Эй, вы, по­дой­ди­те ко мне!

Об­ра­ще­ние, как бы оно ни было вы­ра­же­но, ни­ко­гда не яв­ля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния, не имеет син­так­си­че­ских свя­зей с его чле­на­ми.

Об­ра­ще­ния могут за­ни­мать в пред­ло­же­нии любое место, они от­де­ля­ют­ся при по­мо­щи за­пя­тых.

Ино­гда после об­ра­ще­ния ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак. Это де­ла­ет­ся в том слу­чае, если об­ра­ще­ние вы­де­ля­ет­ся спе­ци­аль­ной ин­то­на­ци­ей:

До­ро­гая Марья Ива­нов­на! По­здрав­ля­ем Вас с юби­ле­ем!

В этом слу­чае об­ра­ще­ние упо­треб­ле­но изо­ли­ро­ван­но, а пред­ло­же­ние, с ко­то­рым об­ра­ще­ние свя­за­но по смыс­лу, ока­зы­ва­ет­ся неослож­нен­ным.

Об­ра­ще­ния могут об­ла­дать боль­шой вы­ра­зи­тель­но­стью и яв­лять­ся сти­ли­сти­че­ским сред­ством.

(23 баллов)