Диалог – важнейший художественный элемент текста. У него много функций (и смысловых, и стилистических). Но для начинающего писателя правильное составление и написание диалога нередко вызывает определенные трудности. В чем они заключаются? Во-первых, диалог может перерасти в бесконечный обмен репликами, и рассказ превращается в сценарий радиопостановки, теряя в объемности и выразительности. Во-вторых, попытки необоснованного перевода прямой речи в косвенную («он спросил, пойдет ли она в кино? Маша ответила, что пойдет, но не с ним…») при чрезмерном употреблении отнимают у персонажей право на речевую характеристику. Что делает героя плоским и невыразительным.
Рассмотрим диалоги из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, чтобы понять, на какие функции диалога следует обратить внимание.