Мировоззренческая позиция Максима Горького на протяжении всей жизни писателя тяготела к революционному романтизму, предполагающему необходимость и неизбежность исправления мирового порядка путем внешнего воздействия. Общеизвестно, что Горький являлся гуманистом, следовательно, как и у гуманистов эпохи Возрождения, место Бога в его сознании занимал человек, но человек не обычный, а стоящий выше окружающих его людей, способный повести за собой толпу, способный на высшее самопожертвование, - Человек с большой буквы.
Обратимся к рассказу "Челкаш", написанному в 1895 году. Это произведение можно условно разделить на три части: встреча героев, словесная дуэль и столкновение. Горький начинает свой рассказ в традиционной для него манере - он рисует пейзаж, в котором сочетаются черты как романтического ("потемневшее от пыли голубое южное небо - мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море"), так и реалистического пейзажа ("закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом"). Великолепно дано Горьким и описание порта, который как будто бы "противоречит" морю - "свободной стихии". На фоне этого монстра люди - маленькие, суетливые, их голосов даже не слышно. Изумительна и звуковая инструментовка пейзажа. Только прислушайтесь: "…звон якорных цепей, грохот сцепления вагонов, металлический вопль железных листов, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат". Все детали создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга.
Пейзаж в рассказе не только фон, но и значимый элемент, раскрывающий авторский замысел. Пейзажное обрамление харктерно для ранних рассказов Горького. Это же мы видим и в "Челкаше". Если в начале рассказа море подавлено гранитными берегами, то в финале оно свободно: "Море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену". Все это тесно связано с образом главного героя рассказа - Челкаша.
Итак, обратимся непосредственно к сюжету рассказа. Главных героев двое: Гришка Челкаш и Гаврила. Сначала автор создает портрет Челкаша. Для описания Гришки писатель трижды использует слово "хищный" ("хищное лицо", "хищный нос" и даже "хищная худоба"), употребляет экспрессивные глаголы. Очевидно, что развернутая метафора "Челкаш - степной ястреб", с одной стороны, немедленно вызывает чувство отторжения от героя, а с другой стороны - подчеркивает его понимание свободы. Основные черты его характера: хищничество и свободолюбие.
Рядом появляется описание Гаврилы. В его портрете нет динамики, и представляет его автор сидящим, в то время, как Гришка "медленно шагает". "Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонившись спиной к тумбочке, сидел молодой парень, парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно" - таков портрет Гаврилы. Если сравнить его образ с образом Челкаша, то сразу же понимаешь: это образы - антиподы.
Думается, что в первый момент читательские симпатии находятся на стороне Гаврилы. В речи Челкаша Горький нарочито использует слова острые, грубые, неприятные. Гаврила же, напротив, говорит мягко, вежливо. И все же что-то в Гавриле настораживает... Уже после разговора Гришки с грузчиком, сторожем, а затем и Гаврилой можно отметить, что Челкаш - человек свободный, вольный, у него нет никаких привязанностей, а если вспомнить, что именно такой человек прославляется Горьким в рассказе "Макар Чудра", то писатель явно ему симпатизирует. Там же, в рассказе "Макар Чудра", звучит отзыв о крестьянине, выражающий, по моему мнению, отношение Горького и к Гавриле: "Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько… И всё работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в нее и сгинет в ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит своего поля и умирает, как родился, - дураком". Гаврила хотел быть свободным, но не был способен быть свободным. Это явно вытекает из разговора Челкаша и Гаврилы. В ходе этого диалога подчеркивается противоположность устремлений героев.
"- А что тебе - свобода? Ты разве свободу любишь? - Да ведь как же? Сам себе хозяин, пошел - куда хошь, делай - что хошь... Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, - первое дело! Гуляй знай как хошь, бога только помни... Челкаш презрительно сплюнул и отвернулся от парня".