ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ
Однажды мама пошла за земляникой и взяла меня с собой.
День был солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, и из нее посыпался частый крупный дождь. А солнце все продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлепались о листья. Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.
Не успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик кончился. «Погляди, Юра, как красиво», – сказала мама. Я взглянул. Через все небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один ее конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.
От нагретой солнцем земли после дождя шел легкий пар. В воздухе пахло цветами, медом и земляникой.
Задания и вопросы К тексту
1. Озаглавьте текст.
2. Определите тип речи.
Передайте в двух-трех предложениях содержание текста. Что описывается в тексте?
3. Какие тропы используются при описании дождя, радуги? Каково их значение?
4. Какие прилагательные использует автор, чтобы ярко и образно описать дождь? Подберите к ним антонимы.
5. Попробуйте описать снегопад так, чтобы мы увидели и почувствовали его красоту.
6. Выполните фонетический разбор слов дождь, медом. Найдите в тексте слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
7. Найдите слова без окончания. О чем свидетельствует отсутствие окончания?
8. Найдите в тексте слова – формы одного и того же слова и однокоренные слова. Напишите парадигму форм слова, продолжите ряд однокоренных слов.
9. Какими частями речи являются слова однажды, вдруг? Чем отличаются наречия от других частей речи? Найдите еще наречия в тексте. Какие другие наречия можно употребить, описывая дождь, снегопад?
10. Выпишите 4–5 слов с орфограммой «Гласные и согласные в приставках». Есть ли слова с орфограммой «Буквы з и с на конце приставок»?
11. Перепишите слова набежала, разноцветной, кустов, светить, далеко. Отметьте в каждом слове ту значимую часть, которая указывает на грамматические признаки существительного, прилагательного и глагола. Запишите рядом со словом эти признаки.
12. Объясните постановку знаков препинания во втором, последнем предложениях второго абзаца, в предложении с прямой речью.
13. Сколько в тексте сложных предложений? Составьте схему одного из них.
14. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
15. Выделите грамматические основы первого предложения второго абзаца и последнего предложения. Что в них особенного?