Изображение простых людей и крестьянского быта – основные мотивы в творчестве В.Е.Маковского. Представители низших сословий XIX века, с их бедами и печалями, словно оживают в произведениях талантливого художника. Маковский считал, что картину лишь тогда можно считать состоявшейся, когда в ней есть «всё» - подлинная жизнь. Сравнивая искусство живописи с могучей силой литературного слова, способной заставить читателя сопереживать происходящему, Владимир Егорович видел особую ценность в бытовом пейзаже. Ведь именно данный жанр давал ему возможность «в одну минуту» выхватить главное, передать настроение.Маковский рисовал эпоху. Картина «Свидание», созданная в 1883 году, повествует о жизни подростка из бедной семьи. В те годы крепостное право было уже отменено, но кроме эфемерной свободы, вольности на бумаге, люди ничего не получили. Суровая реальность загоняла их на дно. И городским, и деревенским жилось тяжело. Подрастающих мальчишек родители отдавали учиться какому-либо мастерству. Часто, попадая в чужую семью, эти дети терпели еще большую нужду.Герой картины Маковского бос, одет в старую рубаху и очень голоден. Пришедшая к нему мать выглядит задумчивой. В ее сосредоточенном взгляде затаилось столько печали и боли, что вновь и вновь хочется говорить о несправедливости и социальном неравенстве среди людей. Согбенная не по годам женщина уже не ждет другой жизни, но она всей душой жаждет лучшей доли для своего сына. Ее хрупкие надежды отражены в облике самого мальчика. Он жадно ест принесенный матерью хлеб, и с каждым съеденным куском в нем растет неудержимая сила жизни.Творческая интеллигенция XIX века стремилась как можно ярче отразить действительность в своих работах. Явственно вырисовываются параллели между произведениями различных авторов. Так, рассказ Антона Павловича Чехова «Ванька» перекликается с картиной «Свидание». Отданный в подмастерья к сапожнику Аляхину, Ванька Жуков страдает от своей нелегкой и совсем уж не детской участи. Его письмо к деду Константину Макарычу – это исповедь израненной души. Девятилетний мальчик доведен до отчаяния: он хочет даже «пешком на деревню бежать, да сапогов нету». Герой рассказа Чехова также, как и герой Маковского, является собирательным образом того времени – человеком, обреченным с самого детства зарабатывать себе на хлеб, но при этом сильным духом и верящим в чудо.