В XIV-XV веках казахские племена населяли огромные просторы от Иртыша до Урала, от Алтая до Арала и Каспия, от Каратала до Сырдарьи, от Тянь-Шаня до Ка- ратау. Основное население казахских степей составляли такие племена, как уйсуны, канлы, конраты, найманы, кереи, мангыты и многие другие.
Вышеназванные племена входили в состав населения государств Белая Орда, Ногайская Орда, Могулистан и ханства Абул- хаира. Казахские племена накануне образования Казахского ханства (XV в.) жили в следующих географических регионах: найманы - от Улытау до реки Ишим, конраты - от Туркестана до Кара- тау, аргыны - от Иртыша на западе до Центрального Казахстана, кереи кочевали в Жетысу, Тарбагатае, вдоль Иртыша, на берегах озера Зайсан, между реками Обь и Тобол; дулаты жили на берегах рек Или, Чу и Талас, в районе Иссык-Куля, на юге Казахстана; канлы - у подножий Каратау, на берегах Сырдарьи и рек Жетысу, уйсуны - в Жетысу, жалаиры - у подножий Каратау, на берегах Сырдарьи и в Жетысу.
Создавшиеся политико-исторические условия в XV веке ока: зали значительное влияние на образование национального государства казахского народа. Это было особенно заметно в регионах, где развивалось кочевое и полукочевое скотоводство, а также земледелие. Политическому объединению способствовало укрепление экономических, культурных, общественных и хозяйственных связей между кочевым и оседлым населением. Образовались тесные взаимосвязи этнических групп, близких по языку, материальной и духовной культуре. Глубже стали проявляться солидарность казахских племен и их стремление к совместному отпору против иноземных завоевателей. Росло духовное сближение между казахами, кыргызами, ногаями, отчасти - узбеками, уйгурами и каракалпаками.
Однако вхождение отдельных казахских племен в другие политические объединения - государства привело к межгосударственному раздроблению родственных этнических групп. Беспрерывные войны, раздоры между родами и племенами были причиной разрыва политических и экономических связей казахских племен, стали преградой па пути их объединения в единую народность. В связи с таким критическим положением встал вопрос об объединении казахских племен и родов в единое независимое государство.
Социально-политическое, этнополитическое, культурное развитие населения подготовило условия для объединения казахских племен в единое государство.
Керей и Жаныбек.Попытка преодоления раздробленности, политической разобщенности частей казахского народа и объединения его в единое государство выпала на долю султанов Жаныбека и Керея. Борьба Жаныбека и Керея с потомками Чингисхана за создание своего государства на исконных тюркских землях нашла поддержку не только среди вождей племен и старейшин родов, но и рядовых скотоводов и земледельцев. Это было ярким доказательством стремления людей к созданию самостоятельного Казахского ханства.
Одной из предпосылок создания Казахского ханства стали кризисные события во внутреннем и внешнем положении существовавших тогда на территории Казахстана двух государств - ханства Абул- хаира (государства кочевых узбеков) и Могулистана. В XV веке"ханство Абулхаира и Могулистан утратили былую мощь и пришли в упадок', почти перестав существовать как государства. К тому же в обоих ханствах шла беспрерывная междоусобная борьба за власть. Наиболее влиятельные вожди племен Жетысу и на востоке Дешт-и-Кып- чака стремились к политической независимости. В целях достижения этой цели они искали себе могущественных покровителей.
Деятельность Керея и Жаныбека по созданию независимого (‘диного государства полностью отвечала интересам казахского общества. Уже в 40-50-х годах XV века подавляющее большинство племен юга Казахстана, подножий Каратау, побережий Сырдарьи и северной части Туркестана сплотилось вокруг этих султанов.
Второй предпосылкой формирования Казахского ханства как самостоятельного государства являлись беспрерывные крово- иролитные войны и феодальные междоусобицы в ханстве Абулхаира в середине XV пока. Немалую роль в этом сыграло и усиление феодального угнетения простого народа.
Вследствие непрерывных кровопролитий и феодальной раздробленности нарушились веками существовавшие традиции пользования пастбищами и маршрутами кочевок. Кочевые племена лишились возможности использовать привычные жайляу и зимовки. Такое положение ухудшило жизнь и быт племен, занятых кочевым скотоводством. Нависшие над народом невзгоды усилили его желание об избавлении от господства хана Абулхаира и стремление к вольной и мирной жизни.
Султаны Керей и Жаныбек сумели своевременно использовать этот исторический шанс в своих целях. В результате они превратились в вождей казахских племен, выступивших против господства хана Абулхаира. Во главе ряда казахских племен они перекочевали в Западное Жетысу, чтобы впоследствии основать здесь Казахское ханство.