Роман Пушкина "Капитанская дочка" является выдающимся произведением русской классической литературы XIX века. В этой статье представлен анализ композиции романа "Капитанская дочка" Пушкина: особенности произведения
Композиция романа "Капитанская дочка" Пушкина: особенности произведения Ю. М. Лотман о композиции "Капитанской дочки": "Композиция романа построена исключительно симметрично. Сначала Маша оказывается в беде — суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью. Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту. Затем Гринев оказывается в беде, причина которой, на сей раз, кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к дворянской царице и спасает жизнь своего жениха." (Ю. Лотман "Идейная структура «Капитанской дочки»", 1962 г.) Д. Благой о композиции "Капитанской дочки": "...во всей "Капитанской дочке" нет ни одного... ненужного штриха, ни одной лишней детали. В романе довольно много персонажей, но среди них почти нет случайных, так сказать, "проходных" лиц (появился и исчез). Все они обычно связаны между собой в общий и тугой композиционный узел. <...> Первые две главы, почти равновеликие по объему... представляют собой экспозицию: ставят друг подле друга оба главных лица, история отношений которых и оставляет основную внутреннюю тему романа: молодого дворянина Гринева и вождя крестьянского восстания Пугачева. Это композиционное расположение подчеркнуто названиями глав: "Сержант гвардии", "Вожатый". А в том сне, который видит Гринев, сразу же после встречи с неведомым вожатым... как бы предсказывается "странная" история их будущих взаимоотношений и тем самым образно выражена уже указанная основная внутренняя тема романа. <...> Следующие семь глав (III - IX) повествуют о приезде Гринева в Белогорскую крепость и о жизни его там. Первые три из этих семи глав (III - V) представляют собой как бы непосредственное продолжение самой первой главы романа - первой части экспозиции. Пугачева здесь нет, и все эти главы не выходят за рамки семейной истории Гринева, перипетий его романа. В них дается подробное описание семейства Мироновых, рассказывается о возникновении чувства Гринева к Маше Мироновой, столкновении его из-за нее со Швабриным, объяснении в любви между раненым Гриневым и Машей. <...> Глава "Пугачевщина" является как бы водоразделом, членящим семь "белогорских" глав на две почти равные половины, отделяющим первые три, чисто "семейные", главы от других трех глав, в которых романические отношения Гринева и Маши вовлекаются в вихрь исторических событий и политических потрясений... Соответственно меняется и самый темп рассказа. В первых трех белогорских главах описывается то, что происходило в течение почти целого года (с начала зимы 1772 года до октября 1773 года); в трех последних - то, что произошло на протяжении всего около суток. <...> Так же стройно сочленены между собой в композиционном отношении... четыре непосредственно следующие за ними главы (10-ая галва - "Осада города", 11-ая глава - "Мятежная слобода", 12-ая глава - "Сирота" и 13-ая глава - "Арест"), которые имеют особенно важное значение для раскрытия основной внутренней темы романа - отношений между положительным героем-дворянином и вождем крестьянского восстания. <...> Контраст двух лагерей - правительства и Пугачева - подчеркивается и композиционно: расположением двух глав - оренбургской ("Осада города") и бердской ("Мятежная слобода") - непосредственно друг подле друга. Мало того, этот контраст проводится, но только в обратном порядке, и расположением двух следующих глав - "Сирота" и "Арест". После главы "Арест" следует еще одна - и последняя, заканчивающая весь роман, - глава "Суд".