Это монополия, олигополия или монополистическая конкуренция и почему?
Компания «Открытые окна» является известным производителем металлопластиковых окон и дверей в городе N. Основана компания была в 2012 году тремя партнерами, которые работали в сфере оконного бизнеса уже три года.
В 2015 году в городе N. начался настоящий строительный бум. Быстрый рост цен на недвижимость, особенно на жилье, способствовало росту объемов жилищного строительства. До 40% новых домов имели металлопластиковые окна, а в других домах до 60% собственников новых квартир также меняли традиционные, к тому же, откровенно некачественные, деревянные окна на изделия из металлопластика. В течение 2014-2015 гг. объем рынка вырос более чем в четыре раза.
Компания «Открытые окна» воспользовалась своими преимуществами в оборудовании и заключила выгодные контракты с тремя строительными организациями. Объем поставок по контрактам составил около 80% от всего объема производства компании. Кроме того, они обеспечили полную загрузку производственных мощностей, что позволило снизить затраты на 16%. Однако и цена была ниже на 18% по сравнению с розничной ценой для собственников жилья.
Перспективы рынка привлекали все новых игроков. Как и сама компания «Открытые окна» в начале деятельности, они предлагали высокое качество, конкурентные цены и широкий ассортимент продукции. К тому же они имели определенные преимущества в форме гибкого сервиса и коротких сроков выполнения заказов.
После того, как в 2016 году одна из строительных компаний прекратила закупки продукции у компании «Открытые окна», руководство компании приняло решение о том, что концентрация только на строительных компаниях является слишком рискованной стратегией, поэтому необходимо восстановить утраченные позиции на розничном рынке. Агрессивная рекламная кампания, расширение штата сервисного персонала и снижение цены позволили увеличить объем заказов в четыре раза.
Однако вскоре возникли проблемы. Производственные мощности были на 70% задействованы для выполнения строительных контрактов, поэтому сроки выполнения заказов были намного больше, чем у конкурентов. Новый штат работников не имел высокой квалификации, поэтому появились нарекания со стороны потребителей на качество установки окон и дверей. Через полгода сравнительно низкая цена на продукцию «Открытых окон» устойчиво ассоциировалась у потребителей с низким качеством обслуживания, а вскоре и продукции, компании. Возникла идея поднять цены, как и уровень сервиса, но за это время большинство производителей уже снизили цены до уровня «Открытых окон».
Неожиданно руководство компании не смогло определить, как развиваться дальше.